19 февраля в Росфото открылась выставка Ханнеса Хейкуры «Зона»
В экспозицию включены работы из двух черно-белых серий: «Темной зоны» / Dark Zone и «Мы идем одни»/ We Walk Alone, созданных в период с 2010 по 2012 гг. Серии составляют трилогию; над третьей цветной частью под названием «Just gone» автор работает в настоящий момент. Она посвящена временному зазору, в который живет человек: здесь и сейчас. Когда о нем появляется возможность вспомнить, это значит, что момент ушел безвозвратно. Чтобы вспомнить, требуется фотография.
Раздобыть в сети биографические сведения об авторе — крайне сложно. Из того, что удалось найти, стало известно, что Ханнес Хейкура (род. в 1958 г.) — финский фотожурналист, обладатель национальных премий в области фотожурналистики, в том числе Fotofinlandia Prize. Хейкура начал заниматься арт-фотографией сравнительно недавно, но уже выпустил две книги.
Автор работает с черно-белой фотографией. В сопроводительном тексте его работы относят к традиции «магического реализма» и подчеркивают минимализм, драматизм и самобытность как основные стилистические черты. Фотограф блуждает по городу, как если бы путешествовал по сконструированным сознанием пейзажам. При этом отрицает любую конструкцию изображения. Считая реальность истинным высшим искусством, Хейкура ругает коллег из Хельсинки Скул за декоративность и тотальное отсутствие содержания. Он искренне недоумевает, каким образом художники, относящиеся к прославившему Финляндию фотографическому направлению, могут показывать исключительно красоту, в то время как сам автор «чувствует боль этого общества: что происходит в Сирии, на Украине, Финляндии, России». Видимо, забыл или вовсе не знал про Ари Саарто, посвятившего свои визуальные исследования концепту боли. «Темную сторону» Хейкура трактует буквально, расставляя условные черные рамы как способ сказать, где скрыто зло этого мира, и насколько чудовищно затаившееся в тени. В вопросах идентификации себя как журналиста или художника автор затрудняется. По поводу своих работ высказывается бескопромисcно: Хейкура приравнивает их к книгам, которые больше не желает раскрывать. Называет тяжелыми переживаниями, к которым не хочет возвращаться.
Я очень люблю черно-белую фотографию. За тонкость и точность языка при очевидности редуцированных возможностей. За опасность скатиться в архаику, и одновременную потенцию быть более чем современной. За ее внутреннюю империю. За то, что она ближе всего к самому явлению фотографии в вопросе исследования света. Дело не в том, что фотографии Хейкуры не вполне относятся к современному искусству, отрицают самобытность, трактуют черно-белую фотографию слишком буквально, ни единым намеком не соотносятся с уровнем визуальной культуры Финляндии. Да, здесь нет ничего будоражащего и новаторского. Равно как мне сложно обнаружить тот нерв, присутствие которого транслирует Хейкура в беседах о своих работах. Выставка вызывает скорее недоумение и изумление неразборчивостью Росфото в демонстрации кураторского выбора. Очевидно, что выбора не было, а мероприятие относится к очередному культурному обмену в рамках консульской дипломатии. В то время как в Москве открывается Фотобиеннале, а в соседних залах висят действительно замечательные экземпляры талантов из Foam, здесь мы свидетельствуем крайне сомнительное высказывание на слишком крупных для этих стен отпечатках. Хейкура не хочет смотреть на свои фотографии. Но почему-то думает, что зрители не разделят его желание.
Выставка продлится до 6 апреля 2014