Чуть менее полутора десятилетий назад самобытный и диковатый южнокорейский кинематограф неожиданно ворвался в пространство европейского кинопотока. В 2004 году впервые за историю Каннского кинофестиваля гран-при получила корейская лента Пак Чхан Ука «Олдбой», а в последующие годы не одна международная награда досталась известному ныне каждому синефилу Ким Ки Дуку. В настоящее время присутствие в любой фестивальной программе корейского фильма уже, что называется – комильфо.
Эти кинематографические процессы шли параллельно с распространением по всему миру Корейской волны или Халлю, что принесла сначала в Юго-Восточную Азию, Японию и Китай, а затем в Европу и Америку свежие веяния современной культуры Южной Кореи, преимущественно облачавшиеся в форму корейских драм и поп-музыки. Тогда же, в начале нулевых, была открыта и корейская фотография. Теперь же на культурной сцене с новой силой зазвучали голоса фотографов нового поколения, испытавших, в свою очередь, на себе влияние пришедших вместе с Западной культурой моды, хип-хопа и таких хрестоматийных икон фотографии, как Юрген Теллер / Juergen Teller, Терри Ричардсон / Terry Richardson и Райан МакГинли / Ryan McGinley, проросших на корейской почве в виде мутировавших, но диковинных форм. Честная, дерзкая, чувственная с акцентом на повседневность, сексуальность, телесность – такова новая корейская фотография, в которой можно особо выделить несколько имен.
Хашиши Парк / Hasisi Park – любимица западных изданий, бывшая муза и соавтор австралийца Джексона Итона / Jackson Eaton, благодаря совместному проекту Were never married с которым ее слава распространилась сначала в Интернете, а затем и за его пределами – позиционирует себя как мультимедиа-художник и fashion-фотограф. Нежные и интимные документальные серии фотографий, окрашенных густым насыщенным цветом или погруженных в туманную дымку, соседствуют в ее творчестве с коммерческими съемками для модных марок и музыкальных лейблов. Портреты Хашиши душевные, но не душные, хотя она и признается, что любит снимать миловидных, хорошеньких моделей. Среди источников вдохновения автор упоминает японца Кохея Йосиюки / Kohei Yoshiyuki.
Фотограф Ким Тхэ Кюн / Kim Tae Kyun более известен под именем Less, что означает в переводе с английского «младший» и был избран автором, исходя из намерения делать снимки, которые обнаруживают и вместе с тем, если не уничтожают, то нейтрализуют границы, лежащие между старшим и младшим поколением. Именно свойство фотографического медиума ловить неуловимое и прежде всего в том, что трудно для непосредственного переживания, привело Кима к фотографии. Как и Хашиши Парк, он много и негламурно снимает для глянцевых журналов, часто используя бэкстейджи как материал для персональных арт-серий.
Кореянка Джи Йео / Ji Yeo, базирующаяся в настоящий момент в Бруклине, пожалуй, более других молодых корейских фотографов известна западному миру – во многом благодаря выдающейся и нашумевшей серии Beauty Recovery Room, репрезентирующей повальное увлечение молодых кореянок пластической хирургией, которая в современном корейском обществе приобретает черты едва ли не самой тоталитарной из всех приватных идеологий. Запечатленные непосредственно после хирургических вмешательств жертвы западных стандартов красоты прерывают типичный нарратив до-и-после, израненные и опухшие тела демонстрируют физические последствия социального и медийного давления. Толчком к созданию этой серии был индивидуальный опыт художницы, которая, как и большинство корейских школьниц, долгое время была одержима идеей о трансформации собственного тела. Как следствие такого эпизода личной истории проект Beauty Recovery Room был дополнен перформативной частью Draw on me – Джи Йео вышла на улицу в облегающем костюме телесного цвета с плакатом, который гласил: «Я хочу быть совершенной. Нарисуй на мне, где я должна использовать пластическую хирургию?». Другие проекты автора также сконцентрированы вокруг тем гендерной идентичности и культурных стандартов красоты.
Еще один молодой корейский фотограф Сунсок Ан / Sungseok Ahn добился в этом году международного признания, получив третье призовое место Sony World Photography Awards в номинации «Архитектура». Его серия Historic Present построена на сопоставлении и синтезе двух пространств в рамках одной фотографии – современного ландшафта и вписанного в него спроецированного изображения вековой давности – в результате чего появляется наглядный эффект deja-vu. Пространство и время, протяженность и длительность, память и ее трансформация – темы Сунсока Ана. Кроме фотографии художник работает также с мультимедиа и видео-артом, выписывая многослойное концептуальное содержание.
Для фотографа Нины Ан / Nina Ahn характерны по-женски мечтательные и деликатные работы, напоминающие опять же женский дневник. В ее объектив попадают как спонтанные уличные сценки, пойманные на улицах Кореи, Великобритании, Японии, Турции, так и хрупкие, почти прозрачные молодые кореянки, будто застывшие во времени.
Астон Хусуму Хвонг / Aston Husumu Hwang – бытописатель ночной жизни Сеула. Фотограф простодушно замечает, что сам он, как и многие корейцы, предпочитает всем допингам алкоголь, а фотография порой бывает инструментом припоминания событий бурно проведенной ночи. Завсегдатаи развлекательных заведений в негабаритных куртках и бейсболках, приплясывающие с бутылкой пива в руке – герои фотохроник Хусуму, который снимает ожидаемым образом – в ночных клубах, где люди пьяны и потому раскованы, что для фотографии немаловажно.
Меж тем, на днях было анонсировано издание новой фотокниги уже немолодого южнокорейского фотографа Сунг Джин Парка / Sung Jin Park. Снятый в нулевых в классической манере на среднеформатную черно-белую пленку проект Kid Nostalgia представляет собой серию портретов старшеклассников. Глядя на беспристрастные лица, белые воротнички, плиссированные юбки, невозможно не подумать о том, что это и есть та самая генерация, из которой вышли представители молодой корейской фотографии. Ждет ли ее победоносная судьба южнокорейского кинематографа – покажет время.