Между тем, выставляется Хоппер с 1961 года, когда открылась его первая фотоэкспозиция. В нетесных солянках на территории престижных галерей он участвовал наряду с такими «звездами», как Энди Уорхолл, Дэвид Хокни, Синди Шерман, Хельмут Ньютон и Уильям Кляйн. Летом прошлого года в Центре Помпиду прошла монографическая выставка «Лос-Анджелес 1955-1985: Рождение Арт-Столицы» (http://www.centrepompidou.fr/), в которой участвовало около шестидесяти художников. Хоппер был представлен там шестнадцатью работами, а самую, пожалуй, его известную знаковый «Двойной стандарт» поместили на обложку каталога. В том же 2006 галерея Института современного искусства Лос-Анджелеса показала ретроспективу актера и художника (http://www.acegallery.net/).
Творческая биография Хоппера, кажется, построена на таких скачках из мейнстрима в андергаунд. К этому времени в Голливуде он прославился как весьма требовательный и капризный актер. Ходили легенды, что Хоппер заставлял переснимать сцены со своим участием по сто раз. Так или иначе, режиссеры не желали связываться ним, и в кинематографе для него наступила пора застоя, закончившаяся тем, что он снял сам себя в «Беспечном ездоке». Уже то, что фильм называют первым «независимым голливудским», звучит как оксюморон. Парадоксально, но вполне в духе времени, гимн контркультуре становится национальным хитом, делает из Хоппера героя и запускает карьеру Джека Николсона.
В середине 60-х Хоппер уже хорошо известен в кругах андеграунда, среди его друзей участники «Фабрики Уорхолла», артисты, музыканты, художники и коллекционеры. Кроме того, ему приходятся по душе идеи «возвращения к реальности», и он с головой уходит в современное искусство и поп-арт. Самые ценные, как с исторической, так и с художественной точки зрения, произведения созданы Хоппером именно в это время и в этой среде. Черно-белые фотографии, на которых запечатлены участники арт-процесса, и составляют основную часть экспозиции в Эрмитаже. На них с симпатией и любовью изображены люди, которым еще только предстоит стать «звездами», мировыми знаменитостями. Взяв на себя роль режиссера, Хоппер строит декорации, заставляет моделей играть, но отсутствие дистанции между фотографом и героем превращает эту постановочную рутину в игру. Поэтому, столько легкости и естественности в портретах Лари Белла, Вирджинии Дван, Роберта Раушенберга, Класса Ольденбурга, Ирвинга Блума и многих других.
Художественное чутье и любовь к искусству 60-х проявились в другом хобби актера. Он фиксировал артистическую жизнь не только как фотограф. В 1964-ом Хоппер впервые переступил порог студии Роя Лихтештейна и был так потрясен его работами, что тут же купил одну из них. «Я никогда не коллекционировал ради денег», заявляет он и любит в подтверждение рассказывать историю о той самой картине, что могла бы стать жемчужиной его коллекции. Он купил ее за 1100 долларов. После развода жена продала ее дилеру за три тысячи, считая это успешной сделкой. Позже Хоппер стал очевидцем торгов на аукционе Кристи, где это произведение ушло за 15,5 миллионов.
Семидесятые, восьмидесятые пробел в арт-биографии актера. В это время он активно снимается, а в 1986 году звонит Дэвиду Линчу, чтобы сказать, как когда-то Флобер о своей героине: «Фрэнк Бут это я!». Его амплуа негодяев, таким образом, достигает логической полноты, ибо в «Синем бархате» он сыграл самого отвратительного персонажа в своей карьере. В 1991-ом Хоппер вернулся то ли к фотографии, то ли к абстрактному экспрессионизму. Создавая большие двухметровые полотна, он впервые использует цвет, а объектом изображения становятся куски надписей на стенах, фрагменты граффити или просто обшарпанные фасады. На фотографии базируются и билборды расписанные маслом виниловые щиты, которые он начинает изготавливать в XXI веке, используя в качестве эскизов свои черно-белые фотографии. Шестиметровые картины он посвящает Лос-Анджелесу, визуальная среда которого забита рекламой и, конечно, любимыми 60-ми, обозначая таким образом зыбкость границ между былым андерграундом и нынешним мейнстримом.
В целом, экспозиция смотрится приятным и существенным дополнением прошедшей несколько лет назад в этих же залах Эрмитажа выставки Энди Уорхолла. Тогда здесь стоял спортивный BMW, разрисованный поп-артистом. Тут же явно не хватает какого-нибудь «Харлея». Вместо этого на полиэкранах крутят фрагменты наиболее популярных фильмов с участием Хоппера. Впрочем, без мотоциклов не обойдется. В конце июля Беспечный ездок с командой знаменитостей отправятся в мотопутешествие из Петербурга в Москву.
* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Выставка «Деннис Хоппер в Эрмитаже» (кураторы А. Наследников, С. Хаугер)
организована совместно с Фондом Соломона Гуггенхайма, при поддержке
компании RIGroup, консульства США и Владимира Кехмана. Она продлится
до 25 августа. С 5 сентября 11 ноября Московский дом фотографии покажет
ее в столичном Манеже.