Эллиотт Эрвитт в отражении, отель «Тропикана», Лас-Вегас, Невада, США, 1957 © Elliott Erwitt/Magnum Photos

Уход Эллиотта Эрвитта – большая потеря для всего фотографического сообщества. Мы вспомнили его парижскую ретроспективу начала уходящего года.


«Вы сначала находите заготовку для кадра, а потом ждёте кого-то, кто наполнит её и оживит», – сказал однажды Эллиотт Эрвитт о своей фотографии. Ретроспектива американского художника в Музее Майоля в Париже, показывает различные способы, которыми он заполнял кадр – сентиментальный, весёлый, тревожный. Для работ Эрвитта характерен ясный жизнерадостный взгляд, выходящий за пределы конкретного места или времени. Его тональность остаётся живой независимо от того, снимает он в Бирмингеме, в Англии, в Вальдесе, Аргентина, или в польском Ченстохове.

Родившись в семье эмигрантов из России, Эрвитт провёл детство в Италии, перед тем, как эмигрировать в Америку в 1939 году. Затем он вернулся в Европу в 1950-х, где присоединился к «Магнум», и был там президентом в конце 1960-х. Там он начал свою карьеру свободного фотографа, которая длилась более полувека.

Сан-Франциско, Калифорния, США, 1979 © Elliott Erwitt/Magnum Photos

Выставка показывает принадлежность Эрвитта культуре всего мира, но подчеркивает, что это никогда не происходило за счет той искренности, которую он находил в очаровательных, бесхитростных моментах. Наблюдательная хитрость – вот чем выделяется 94-летний фотограф. Его фотографии наиболее интересны там, где он замечает, как разные силуэты отражают друг друга, как на фото из Флорида-кис (005), на котором большая цапля стоит рядом с тонким уличным краном (1968).  Или «зеркальный эффект», когда девочка в студии художника лежит на трёх табуретках, повторяя позу героини известной картины Гойи (006).

На многих из выставленных 215 фотографий, Эрвитт использует противопоставление между «языком тела» изображенных людей, как на известной работе, снятой на пляже в Санта-Круз -  там двое людей средних лет явно критически смотрят на обнявшуюся юную пару.

Нью-Йорк. 1974 © Elliott Erwitt/Magnum Photos

Ироничная шаловливость Эрвитта получила наивысшее развитие в его серии фотографий собак вместе с хозяевами (007). Известно, что фотограф пользовался свистком, чтобы собаки перед камерой находились в напряжении и не отвлекались (впрочем, с людьми он тоже использовал этот приём). Он снял большого пуделя, поднявшегося на задних лапах, так, что голова собаки находится на уровне камеры-взгляда и она практически одного роста с маленькой старушкой слева. А как насчёт того, почему Эрвитт любил фотографировать собак? «Они не просят напечатать картинку», - отвечал он с улыбкой.


«Наблюдательная хитрость – вот чем выделяется 94-летний фотограф. Его фотографии наиболее интересны там, где он замечает, как разные силуэты отражают друг друга»


Цветные фотографии Эрвитта размещены отдельно от его чёрно-белых работ, и категоризированы по региону (например, СССР) или типу (например, фотография моды). Его способность определять визуальные рамки – например, на фотографии двух танцовщиц из Лас-Вегаса, каждая из которых стоит в дверях, их светлые волосы и красная помада делают их квази-двойниками (008) – создает видение жизни, полное очаровательных параллелей. Этот взгляд на двойников отражает преклонение перед естественной синхронностью мира. Нет необходимости организовывать такие мотивы искусственно, оркестровать их, достаточно просто любопытства и везения в поиске. В сравнении с этими работами, портреты политиков и «селебритиз», сделанные Эрвиттом, в том числе, в цвете, более «прямые» и не так запоминаются.

Флорида-Кис, 1968 © Elliott Erwitt/Magnum Photos

В двух разделах фотографии Эрвитта вступают в диалог с работами французского скульптора и художника Аристида Майоля, в честь которого назван музей. Один из них – «Кстати о женщинах», название книги портретов Эрвитта 2014 года, на обложке которой – Мерилин Монро с растрёпанными волосами. Фотографии знаменитостей – Жаки Кеннеди, плачущей на похоронах мужа, Грейс Келли, безупречной в белом платье на свадьбе – перемежаются анонимными фигурами, каждая из которых окружена обнаженными бронзовыми скульптурами Майоля. Два художника 20 столетия демонстрируют два взгляда на женщин: один нормативно классический и зависящий от музы, другой гораздо более универсальный.

Бриджхэмптон. Нью-Йорк, США. 1990 © Elliott Erwitt/Magnum Photos
Бриджхэмптон. Нью-Йорк, США. 1990 © Elliott Erwitt/Magnum Photos

Некоторые фотографии Эрвитта демонстрируют гендерный взгляд, который не постарел, как и его более широко известные работы. В разделе цветных фотографий это, например, ряд женщин в бикини, загорающих на пляже, на юге Франции, 1959 года (009). С одной стороны, на картинке мы видим чисто формальный взгляд на силуэты на песке, с другой – есть неизбежное приглашение зрителю поглазеть на женские тела. Значительно более тревожна фотография 1982 года, на которой группа обнаженных мужчин окруживших одну обнаженную женщину в ванне в Амстердаме. Нет сопроводительного текста для понимания ситуации, как в хорошем, так и в плохом смысле, но фотография вызывает беспокойство.

Работы Эрвитта снова перемежаются скульптурами Майоля, когда дело доходит до серии «Наблюдение за музеем» (Museum Watching). Довольно вызывающий опыт для посетителей музеев – смотреть на фотографии посетителей музеев, и Эрвитт явно наслаждается исследованием феномена взгляда и позерства вокруг искусства.

Нью-Йорк. 1950 © Elliott Erwitt/Magnum Photos

На одной из фотографий, молодая девушка замерла в ряду статуй  в Нью-Йоркском музее Меирополитан. Рядом – снимок скульптуры Родена на станции метро Варен, в Париже, в нескольких шагах от музея майоля, – показывает тяжелую, как всегда, статую на пустой платформе с возведенными вокруг нее строительными лесами. Независимо от того, наблюдает ли он за животными или искусством, за пляжами или городскими пейзажами, за детьми или взрослыми, Эрвитт остается очарованным этими видами – тем, как они приветливо отражают нашу отчётливую человечность.

Шоугёрлз, Лас-Вегас, Невада, США, 1957 © Elliott Erwitt/Magnum Photos
Шоугёрлз, Лас-Вегас, Невада, США, 1957 © Elliott Erwitt/Magnum Photos

Сен-Тропе, Франция, 1959 © Elliott Erwitt/Magnum Photos

Оригинал на сайте 1854
Перевод с английского Александра Курловича