Фрагмент экспозиции. Фото Александра Курловича

С 29 января в ЦВК Béton открылась новая выставка, посвящённая истории советской фотографии – «За стеной идеологии. Фотография (1920-е – 2000-е годы)».

Значение слова «андеграунд» в целом достаточно ясно – это искусство, не вышедшее в мейнстрим, на большие сцены, в серьёзные галереи и издательства.

Но, как водится, непопадание бывает разное, и у нас в советское время оно было особенным. Художественного рынка в области фотографии в СССР практически не существовало (собственно, он и сейчас не очень-то есть), и всё решалось иным путём.

Формально всё определялось той самой «стеной идеологии». Но в реальности всё выглядело несколько иначе. То есть, после «устаканивания» социалистического реализма было понятно, что «комбайны, бороздящие просторы Вселенной» – вещь явно проходная. Что же касается остального, то, как и обычно, очень многое в этой ситуации решает не идеология, а вкусы (точнее, отсутствие таковых), а также трусость конкретных чиновников, плюс интриги разной степени мелкотравчатости. К счастью, фотография не удостаивалась «царского» внимания – помните «шоу» товарища Хрущёва в Манеже? Тем не менее, выставки закрывались, или не открывались. Команда «убрать эти фото со стен!» звучала сплошь и рядом.

Андрей Чежин. Фото Александра Курловича

Поэтому за той самой стеной оказывались самые разные работы, не имеющие ничего общего, кроме непопадания в кондовый «соцреализм». Выставка в ЦВК Béton в значительной степени, хотя и не полностью, отражает этот разброс. Диапазон представленных фотографий – от сюрреалистических монтажей 1920-х годов, до абстракции 70-80-х (Валентин Тиль Самарин, Б. У. Кашкин)  и формалистической (по советским меркам) фотографии таких авторов, как Александр Китаев, Александр Слюсарев или Римантас Дихавичус, и постмодернизма Андрея Чежина.

Выставка «За стеной идеологии», как и другие исторические экспозиции ЦВК Béton, имеет, помимо художественного, ярко выраженный историко-просветительский посыл. Ведь не секрет, что с историей отечественной фотографии дела в России обстоят не блестяще.

На мой взгляд, именно близкое знакомство с частью истории – основной интерес для зрителя на этой выставке. Впрочем, все представленные работы, несомненно, хороши, и большинство зрителей найдёт здесь то, что обеспечит эмоциональный резонанс.

Экспозиция продолжается до 16 марта, и ещё есть время доехать до неё. А сделать это я настоятельно рекомендую.

Валентин Самарин. Фото Александра Курловича