Георгий Костин

4.08

РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ФОТОГРАФИИ

27.9.2011 18:42

Понятие «альтернативная фотография» прочно вошло в фотографическую культуру. При том, сама по себе фотография как изобразительный феномен является самостоятельной и неотъемлемой частью мировой изобразительной культуры. Она не есть альтернатива ни, скажем, станковой живописи или графики, ни тем более кинематографии. Поэтому речь об альтернативной фотографии может вестись только в русле самой фотографии, как о неком ответвлении от ствола живого «фотографического дерева».

Но что же является стволом этого дерева, чем принципиальным отличается фотография от других способов изображения, что в фотографии есть такого, чего нет ни в одном другом способе образного творения? Ответ очевиден – ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ. Фотография – ДОКУМЕНТИРУЕТ миг текущего во времени бытия. И если слегка перефразировать великого Гёте, то фотография в буквальном смысле останавливает мгновение, потому что оно так или иначе интересно: прекрасно или безобразно. В этом смысле традиционный фотограф в первую очередь документалист. Но он может быть и художником, доводя документ до высочайшего эстетического звучания.

А ежели взять фотографию как феномен изобразительного искусства (художественную фотографию, арт-фото), то в этом случае фундаментальным является принадлежность её к графике. Более того, самоназвание фотографии указывает её принадлежность к фотоГРАФИКЕ. А графика – это прежде всего РИСУНОК, а еще точнее – ЛИНИЯ. Высочайшее мастерство в художественном фото достигается посредством пластики линии (рисунка). Линия (рисунок) в традиционной фотографии – доминирует, а цвет является вспомогательным (а иногда и не обязательным вовсе, как в черно-белом фото) элементом.

Исходя из этих теоретических постулатов у альтернативной фотографии может быть два разнокачественных направления:
1. СУБЬЕКТИВНОСТЬ – как альтернатива фотографическому ДОКУМЕНТУ;
2. ЖИВОПИСЬ – как альтернатива фотографической ГРАФИКЕ.

Собственно, художественное фото, как подвид фотографии – уже можно считать альтернативным фото, поскольку СУБЪЕКТИВНОСТЬ фотохудожника доминирует над ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬЮ. Вопрос заключается в том, как далеко можно уходить фотохудожнику в субъективность, чтобы при этом оставаться быть фотографом? И второй вопрос: где та неуловимая грань, за которой творение фотохудожника перестает быть фотографическим творением и становится чем-то доселе неопределенным?

(Продолжение, надеюсь, последует)

Комментариев: 18
Просмотров: 5154
Вадим [ja]  ( # )
"Документальность" фотографии сродни ощупыванию теми слепцами слона. разница только в том, что слепцы зрячие и сами выбирают что представить в качестве "документа" хвост, ухо или ещё какую часть слона.
Георгий Костин  ( #   )
Мое предыдущее сообщение - это ответ и на Вашу реплику :)
Артём Шульга  ( # )
До того, как вы продолжите опус, прочитать две следующие книги:
Ролан Барт "Camera lucida";
Вилем Флюссер "За философию фотографии" ISBN 978-5-288-04266-9.


Там есть все ответы на поставленные вами вопросы, и даже намного больше.
Первую могу вам скинуть на мыльце, вторая пока ещё есть в свободной продаже (по крайней мере в сети).
Книжки не толстые, читаются влёт.
Александр Курлович  ( #   )
Ну конечно, как же без Барта - это у нас как тот писсуар - затычка на все случаи жизни... Самоуверенный и довольно невежественный постмодернист вместо букваря, тьфу. Уж всяко начинать надо не с него.
Георгий Костин  ( #   )
Саше Курловичу: Вы меня заинтриговали. :)Мнение (цитирую Вас) "самоуверенного и довольно невежественного постмодерниста" - разве не может быть интересным? Но тогда к Вам встречный вопрос: а с кого (опять цитирую Вас) "всяко начинать надо"? Кстати, заодно хочу поблагодарить Вас за доставленное удовольствие: вчера любовался Вашими работами. Мне нравится ТО, что Вы делаете и КАК Вы это делаете...
Александр Курлович  ( #   )
Спасибо :)

Говоря о мнении - безусловно, может, кто бы сомневался в этом. Просто Артём советует Барта как некий "ответ на все вопросы", как мне показалось, а вот в этом качестве он совершенно не пригоден. :) Я не хочу давать советов, с кого надо начинать - не считаю себя достаточно компетентным для этого. Всё, что я могу посоветовать - это всегда сохранять критический взгляд. Например, возвращаясь к Барту: как-то прочитал я его эссе о хайку, и с удивлением обнаружил, что за размахиванием всяческими, условно говоря, "деконструкциями", человек ухитрился во всём эссе ни разу (!) не упомянуть дзен-буддизм. А если учесть, что это - один из важнейших ключей к пониманию хайку - цена такому эссе - как детективу Донцовой - почитать для развлечения. Ну и к автору отношение тоже не улучшилось...

Ну и ещё - я бы, скорее, читал не "философию фотографии", а просто философию. Так мне кажется.
Георгий Костин  ( #   )
Саше Курловичу. А я давно читаю «просто философию» :). Понятное дело – на любительском уровне. И мне всегда интересовал в фотографии, так сказать – философский аспект. А если сказать по другому – «умная фотография» :). А взялся за постижение философии фотографии, потому что в своей практической фото-творческой работе подошел к тому рубежу, когда фотография перестает быть фотографией, или только фотографией. Но становится еще и нечто большим, нечто другим. Я предполагаю об этом написать подробнее и по возможности общепринятым в теории фотографии языком. Сейчас же могу сказать только то, что фотограф (художник) и его фоторабота могут создавать некий вектор (от художника через его фотоработу), который указывает на ТО, что вообще может не иметь к фотографии ни малейшего отношения… То есть в данном случае фотограф призывает зрителю смотреть не на фотографию, а как бы через фотографию, словно через некий оптический прибор…

Кстати, когда я смотрел Ваш «нежный лабиринт», мне сразу на ум пришел дзен. Я увидел перекличку с искусством иероглифов. Правда, меня сначала ввело в замешательство подчеркнутое отсутствие законченной формы изображения. Я придерживаюсь традиции, что всякая изобразительная форма должна быть законченной и совершенной как форма яблока. Но потом увидел, что каждый Ваш природный «ИЕРОГЛИФ» - вроде ЗНАКА, а точнее сказать магического кристалла, по образу и подобию которого предположительно организовано (гармонизировано) вся пространство вселенной, которое находится за пределами каждой Вашей работы…
Александр Курлович  ( #   )
Ну, к каллиграфии скорее имели отношение мои ранние вещи, типа "Театра теней" www.photographer.ru а поздние скорее что-то вроде эстетики "хайку", "весь мир в детали", как-то так... Если вообще имеет смысл разводить теории в применении к такому фотолюбительству.
Георгий Костин  ( #   )
Большое спасибо за рекомендацию. Флюссера я уже скачал. Жду от Вас Барта.:) Мыло свое я отправил Вам на Ваш электронный адрес. Очень своевременная и нужная мне рекомендация :)
Артем Артемов  ( # )
Выскажу свое категорическое мнение - все эти деления на жанры и виды бесовщина, нужная разве что искусствоведам и любителям расставлять все по полочкам. Кто любит женщину - не будет вешать на нее ярлык, нужный разве что в морге на пальце ноги
Георгий Костин  ( #   )
Ой ли? :) Да самым любимым занятием мужчин всех времен и народов был, есть и, надеюсь, будет - это разговор о женщинах. Да и у женщин едва ли ни самое любимое занятие - это перемалывать косточки (читай, анализироваать, раставлять по полочкам) мужчинам. :) Но и мы собрались тут, потому что (если чуток перфразироваать известный шлягер) нас объединяет святая к фотографии любовь. А расужждать (говорить) о предмете своей ЛЮБВИ - ЕСТЕСТВЕННО и вовсе НЕ ПОРОЧНО :)
Михаил Курбатов  ( # )
Скажите пожалуйста, а Вы рисовать умеете? Я даже не имею ввиду иасло и акварель - просто карандашом на бумаге. Сможете нарисовать с натуры портрет, или гипсовую голову?
Георгий Костин  ( #   )
Нет, конечно :) Если бы я мог рисовать, то зачем тогда мне нужен фотоаппарат?..:)
Михаил Курбатов  ( #   )
Вряд ли одно другому помешает. Я поинтересовался потому, что Вы рассуждаете о рисунке, линии и графике, понятиях, в первую очередь, художественных. Я всегда считал и считать буду, что лучшие фотографии получаются у людей, умеющих рисовать, писать, сочинять...В общем, имеющих какую-то творческую первооснову, предшествующую фотографии. Меня всегда умиляло, когда люди научившиеся пользоваться фотоаппаратом, освоившие Фотошоп и ряд плагинов, уже начинают называть себя фотохудожниками. :)
Георгий Костин  ( #   )
Михаилу Курбатову: А вот Вы о чем?:) То есть Вы меня, попросту спросили: креативная (художественная) ли я личность? Ну, конечно же, я человек креативный. Я совершенно не умею рисовать, но профессионально могу писать. Я был членом союза журналистов. И одним из разрабатываемых мною направлений – было как бы искусствоведение. Я с детства обожал ЖИВОПИСЬ. От импрессионистов до абстракционистов. От Мане до Поллока. И соответственно относился к профессиональным живописцам как к небожителям. Дружил с ними и много читал о живописи.

Про меня даже шутили: бодливой корове Бог рога не дал :) . Но, пожалуй, поразительнее всего, было то, что до 50-ти лет я ни разу не брал фотоаппарат в руки: я боялся и не умел заряжать пленку. А от мысли, что нужно еще проявлять, закреплять, а потом еще и печатать – у меня вообще поднималась температура :). Так мне все это было не интересно…

Я купил себе мыльницу, только когда появились цифровые камеры. Щелкни и - на монитор: и всего делов то… Но уже чуть ли ни с первой фотоохоты – фотострасть обуяла меня с головы до ног, как настоящего охотника, и не отпускает до сих пор. Но я еще долго не считал себя фотохудожником, даже когда семь лет назад вступил в Союз фотохудожников РФ. И только когда знакомый профессиональный живописец, видя мое увлечение съемкой водных отражений, предложил мне снимать отражения в зеркальной пленке, я увидел, что снимаю ЖИВОПИСЬ. Самую что ни есть настоящую ЖИВОПИСЬ. Живопись, которой болел с детства, но не мог её изображать…

Правда, и теперь я отдавал себе отчет, что выступаю не как художник, а как ИЗОБРЕТАТЕЛЬ. Художником (фотохудожником, а точнее сказать фотоживописцем) я стал себя ощущать недавно. Когда стал ставить себе современные художественные задачи. И относительно успешно решать их. Это была и есть - абсолютная ЕЗДА В НЕЗНАЕМОЕ. Приятно, что эти попытки фотографической общественностью были таки оценены, как ИМЕЮЩИЕ БЫТЬ МЕСТО. Некоторые работы экспонировались на международных выставках… :)
Михаил Курбатов  ( #   )
Спасибо за обстоятельный ответ! Теперь для меня многое проясняется. :)
Артём Шульга  ( #   )
что вы рассуждали ещё о рисунке и графике, тогда неплохо прочитать ещё вот что:

Василий Кандинский "Точка и линия на плоскости"
Каземир Малевич "Чёрный квадрат" (это книга такая)

Обе вышли в изд-ве Азбука классика и стоят сущие копейки.
Георгий Костин  ( #   )
Спасибо большое, Артем! Мне уже впору собирать библиотеку:). Но я уверен, что дело это необходимое. И я это буду делать. Сейчас читаю Ролана Барта..
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.
ОКТЯБРЬ 2024  НОЯБРЬ 2024  ДЕКАБРЬ 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Execution time 0.030678 sec