То, что я делаю, я называю это – фотоЖИВОПИСЬЮ. Полагаю, что это – альтернативная фотография. Поскольку в основе фотоЖИВОПИСИ как процесса – лежит МУТАЦИЯ двухмерного фотографического изображения. Вместо понятия МУТАЦИЯ можно использовать понятие ДЕФОРМАЦИЯ, и оно точнее. Но мне нравится понятие МУТАЦИЯ еще и как метафора. Поскольку считаю процесс фотографирования, процесс сотворения фотографических изображений – живым процессом.
Сам феномен МУТАЦИИ в фотографической культуре существует столько же, сколько существует сама фотографическая культура. Более того, фотография (двухмерная фотографическая проекция четырехмерного мира) как бы это парадоксально ни прозвучало - возникла сначала именно как мутация. Черно-белое изображение – это же ведь и есть мутация цветного изображения. Если взять, конечно, за эталон цветную фотографию, двухмерная проекция которой максимально соответствует оригиналу, с которого сделана фотоаппаратом эта проекция. МУТАЦИЯ так же изначально широко использовалась в художественном фото. Фотохудожники колдовали над фотографическим изображением, принуждая его МУТИРОВАТЬ как во время съемки, так и во время печати. В роли МУТАТОРА (неологизм, введенный автором) порою мог выступить и сам четырехмерный объективный мир. При съемке волнистого водного отражения изначально получалось мутированное изображение. А в фотошопе вообще заложен целых ворох программ (фильтры) мутирования фотоизображений.
ФотоЖИВОПИСЬ (то, что делаю я) – это частное проявление (использование) МУТАЦИИ во всеобщем арт-фотографическом процессе. Целенаправленная МУТАЦИЯ в данном случае – это трансформация фотоГРАФИЧЕСКОГО изображения в ЖИВОПИСНОЕ. Линия и документ, которые доминируют в эталонной фотографии – превращаются (мутируют) в ЦВЕТ. В роли МУТАТОРА выступает зеркальная пленка, а точнее сказать – набор зеркальных пленок. Изобразительный эффект, который достигается при съемке отражения в зеркальной пленке – по колориту вполне может сравниться с революционной живописью конца позапрошлого и начала прошлого веков: (от импрессионистов до фовистов). ФотоЖИВОПИСНЫЙ кадр (цифровой файл) особенно отпечатанный на холсте и в относительно больших размерах, когда отчетливо видны все изумительные цветовые переливы – вполне может считаться полноценным ЖИВОПИСНЫМ произведением. Жанром, сродним, скажем – эстампу.
Тем не менее, я считаю фотоЖИВОПИСЬ – произведением фотографического искусства. Потому что каждый пиксель такого изображения ни только сфотографирован, но и сделан АППАРАТОМ в том всеобъемлющем значении, которое придавал этому понятию Вилем Флюссер. Постараюсь углубленно прояснить это положение. АППАРАТ (в понимании Флюссера) фотографа, делающего эталонные фотографии – прост: он состоит из фотокамеры и самого фотографа, подчиненного ПРОГРАММЕ (опять же в понимании Флюссера), заложенной в фотоаппарате. Фотограф всем своим живым духом обслуживает фотоаппарат, едва ли ни в буквальном смысле оживляет его. Но он в любом случае «раб» ПРОГРАММЫ.
Иначе, а можно даже сказать, принципиально иначе обстоит дело с фотоЖИВОПИСЬЮ. Во первых АППАРАТ (во Флюсеровском понимании) тут расширен, и состоит из фотографирующего субъекта, то есть меня, фотоаппарата, зеркальной пленки и технического приспособления, способствующего съемке отражений в зеркальной пленке. В этом АППАРАТЕ заложена программа – сотворение фотографических МУТАЦИЙ. И тут (в первоначальной части фотографического процесса) я, как и любой фотограф – добровольный «раб» ПРОГРАММЫ. Но вместе с тем, на этом первоначальном этапе проявляется и моё (как фотоЖИВОПИСЦА) кардинальное отличие от эталонного фотографа. Объектив АППАРАТА эталонного фотографа нацелен на объективный четырехмерный мир, а объектив фотоЖИВОПИСЦА (в данном случае мой объектив) – на двухмерное (плоское) изображение. Объектом охоты (прототипом произведений) эталонного фотографа – является главным образом мир вещественный, а объектом охоты фотоЖИВОПИСЦА – мир отраженный, мир образов. При том для фотоЖИВОПИСЦА нет принципиальной разницы какие ОБРАЗЫ он будет подвергать МУТАЦИИ посредством своего АППАРАТА: фотографические или же исконно живописные, как то Рафаэля или Сальвадора Дали.
И вот тут уже проявляется второй существенный признак АЛЬТЕРНАТИВНОСТИ фотоЖИВОПИСИ. Последняя - принципиально вторична как по отношению к эталонной фотографии, так и по отношению в исконной живописи. Поскольку перерабатывает (принуждает к МУТАЦИИ), а можно даже сказать и потребляет конечные продукты жизнедеятельности фотографии и исконной живописи. ФотоЖИВОПИСЬ имеет дело исключительно с ОБРАЗАМИ, сотворенными человеком. А если сказать шире – с миром искусственным. Тогда как эталонная фотография имеет дело – с миром естественным…
В этой части я попытался рассказать о том, КАК делается фотоЖИВОПИСЬ. И выявил два признака её АЛЬТЕРНАТИВНОСТИ. В следующей части (надеюсь, завершающей) постараюсь рассказать, ЗАЧЕМ делается фотоЖИВОПИСЬ и какие ей по плечу художественные задачи. А попутно выявлю и третий признак её АЛЬТЕРНАТИВНОСТИ.