Понятие «альтернативная фотография» прочно вошло в фотографическую культуру. При том, сама по себе фотография как изобразительный феномен является самостоятельной и неотъемлемой частью мировой изобразительной культуры. Она не есть альтернатива ни, скажем, станковой живописи или графики, ни тем более кинематографии. Поэтому речь об альтернативной фотографии может вестись только в русле самой фотографии, как о неком ответвлении от ствола живого «фотографического дерева».
Но что же является стволом этого дерева, чем принципиальным отличается фотография от других способов изображения, что в фотографии есть такого, чего нет ни в одном другом способе образного творения? Ответ очевиден – ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ. Фотография – ДОКУМЕНТИРУЕТ миг текущего во времени бытия. И если слегка перефразировать великого Гёте, то фотография в буквальном смысле останавливает мгновение, потому что оно так или иначе интересно: прекрасно или безобразно. В этом смысле традиционный фотограф в первую очередь документалист. Но он может быть и художником, доводя документ до высочайшего эстетического звучания.
А ежели взять фотографию как феномен изобразительного искусства (художественную фотографию, арт-фото), то в этом случае фундаментальным является принадлежность её к графике. Более того, самоназвание фотографии указывает её принадлежность к фотоГРАФИКЕ. А графика – это прежде всего РИСУНОК, а еще точнее – ЛИНИЯ. Высочайшее мастерство в художественном фото достигается посредством пластики линии (рисунка). Линия (рисунок) в традиционной фотографии – доминирует, а цвет является вспомогательным (а иногда и не обязательным вовсе, как в черно-белом фото) элементом.
Исходя из этих теоретических постулатов у альтернативной фотографии может быть два разнокачественных направления:
1. СУБЬЕКТИВНОСТЬ – как альтернатива фотографическому ДОКУМЕНТУ;
2. ЖИВОПИСЬ – как альтернатива фотографической ГРАФИКЕ.
Собственно, художественное фото, как подвид фотографии – уже можно считать альтернативным фото, поскольку СУБЪЕКТИВНОСТЬ фотохудожника доминирует над ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬЮ. Вопрос заключается в том, как далеко можно уходить фотохудожнику в субъективность, чтобы при этом оставаться быть фотографом? И второй вопрос: где та неуловимая грань, за которой творение фотохудожника перестает быть фотографическим творением и становится чем-то доселе неопределенным?
(Продолжение, надеюсь, последует)