Читая Ролана Барта, я уже в самом начале поразился тому, что он не является фотографом. А, не имея фотографического опыта (опыта фотографа), как можно рассуждать о фотографии? Но потом понял, что он воспринимает понятие «фотографии» как фотоснимок, фотокарточку. И изучает (довольно таки глубоко), какое впечатление производит фотография в значении фотокарточки лично на него. Что же, такой подход вполне может иметь место. Но у фотографии есть еще и гораздо более широкое понятие: а именно - фотографией называется целая отрасль человеческой жизнедеятельности, начинающаяся нередко задолго до щелчка фотоаппарата… И ежели, рассуждая о фотографии, иметь ввиду фотографический процесс, то невозможно найти общий язык с оппонентом, который воспринимает понятие фотографии как фотокартинку. То есть, расхождение в понимании фотографии будет уже в самом начале.
Я же, затевая разговор о фотографии, имел ввиду именно фотографический процесс. И в этом процессе (естественно, как я его понимаю) ведущее место занимает ФОТОГРАФ. То есть, фотограф – так сказать, причина, а фотокартинка – следствие: не будь фотографа, не было бы и фотокартинки…
Но чтобы продолжить свои рассуждения, мне бы хотелось сделать, так сказать, лирическое отступление. Я сейчас изучаю фотографическую теорию: читаю рекомендованные мне книги. И потому у меня появилась возможность (от которой мне лично трудно отказаться) делать при этом «заметки на полях». У меня уже сложилось свое эмпирическое представление о фотографии как о процессе. И было бы интересно понаблюдать, как в процессе постижения фотографической теории эти представления будут меняться, или, наоборот, закрепляться. Так что, не судите строго. Все, что я предполагаю писать в жанре «заметки на полях» - ни в коем случае не являются истинной в последней инстанции, а, наоборот - в самой первой, так сказать, предварительной инстанции.
Итак, коли для меня (подчеркиваю, для меня) ведущее место в фотографическом процессе занимает ФОТОГРАФ, то в первую очередь нужно ответить на вопрос: А КТО ЕСТЬ ФОТОГРАФ? Ответ напрашивается сам, он вроде очевиден: ФОТОГРАФ – это человек, вооруженный ФОТОАППАРАТОМ. Но когда углубляешься в этот ответ, а в частности задаешься новым вопросом: а что значит ВООРУЖЕННЫЙ – то очевидность как бы просачивается, словно песок сквозь пальцы, и опять проваливаешься в сферу предположений. Так что мои дальнейшие рассуждение - это предположения, под которые в принципе можно подвести доказательную базу. Но я сейчас (по крайней мере, до того, как освою фотографическую теорию) не стану этого делать.
Я полагаю, что фотоаппарат для фотографа – это искусственный орган, который в процессе фотографирования присовокупляется к живому телу фотографа. И в процессе этого присовокупления человек из «просто человека» превращается в человеко-фотоаапарат. По аналогии, как человек, едущий на велосипеде – суть человеко-велосипед, а человек, вспахивающий поле трактором – человеко-трактор. Велосипед, трактор, фотоаппарат – это присовокупляемые неживые искусственные органы человеческого тела, в процессе совокупления с которыми человек функционально оживляет их собственной жизнью. К примеру, искусственный зуб. Он, безусловно, имеет искусственную природу, но функционально - живой. По крайней мере, при функционировании качественно не отличается от естественных зубов. Более того, присовокупляемый при фотографировании дополнительный орган (фотоаппарат) становится доминирующим органом. Человек фотографирующий отдает фотоаппарату всего себя: весь свой ум, всю свою волю и всю свою душу. Человек Фотографирующий (по аналогии с Хомо Сапиенсом) перестает быть человеком (на столько порою он самозабвенно отдается фотографическому процессу), а становится фотоаппаратом. Мыслящим, чувствующим, волевым фотоаппаратом. Оживленной им самим МАШИНОЙ.
И тут возникают следующие вопросы: а ЗАЧЕМ (С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ) человек вкладывает свою душу в фотографическую машину (фотоаппарат), превращаясь едва ли ни буквально в эту машину, и ЧТО получается в результате этого превращения? Ведь у каждого органа человеческого тела, в том числе и искусственного – своя функциональная особенность. Но ответы на эти вопросы последуют в следующем моем рассуждении. Если конечно в нем возникнет надобность и потребность… :)
Пока нет комментариев