Процесс фотографирования – это таинство. Как Бог, создавая человека, оживил «кусок сырой глины», вдохнув в него Свой Дух. Так и фотограф, оживляя фотоаппарат, вдыхает в него свою душу. Более того, добровольно отдавая себя всего во власть машины, фотограф признает примат машины, её безоговорочное верховенство над собой. Потому как в принципе не может сделать того, что способна сделать машина. И в этом смысле фотоаппарат для фотографа больше, чем машина: фотоаппарат для фотографа – это божество, способное созидать то, что находится за пределами человеческих возможностей.
Но что такого ОСОБЕННОГО делает фотоаппарат, из-за чего фотограф его боготворит и с упоением отдает ему всего себя? И чем принципиальным он отличается от других искусственных оптических органов: бинокля, телескопа, микроскопа? Ответ на второй вопрос прост: все три перечисленных прибора – являются искусственным продолжением естественного человеческого органа – глаза. Человек, глядящий, скажем, в телескоп – имеет искусственно усовершенствованный глаз. В фотоаппарате тоже присутствует функция искусственного глаза, но она вспомогательная. Ибо фотоаппарат – это далеко не искусственный глаз.
Фотоаппарат – это, прежде всего прибор – самостоятельно совершающий ПРОЕКЦИЮ ЧАСТИ ЧЕТЫРЕХМЕРНОГО (объемно-временного) МИРА НА ДВУХМЕРНУЮ ПЛОСКОСТЬ. В результате этой операции проектируемая часть мира, безусловно обедняется: она превращается из четырехмерной в двухмерную. Но (и в этом есть великое таинство фотографии) – фотоаппарат наделяет обедненное (двухмерное) пространство качеством бессмертия (понятное дело, относительным). Фотоаппарат дает возможность этому двухмерному пространству относительно вечно пребывать в НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ. Та часть четырехмерного мира, которая была спроектирована фотоаппаратом, давно уже канула в лету, безвозвратно уйдя в ПРОШЛОЕ ВРЕМЯ, и перестала существовать. А её двухмерная проекция существует. Фотоаппарат для фотографа, потому и божество, что последний ВЛАСТВУЕТ над ВРЕМЕНЕМ.
Итак, суть фотографии как явления (фотографического феномена) – это процесс сотворения проекции, а суть фотографии как фото-картинки – это сама проекция. Исходя из этого, можно сказать, что традиционная фотография - основывается на сотворении проекции, независимо от жанра (репортажное ли это фотография или арт-фото). Используемые при этом: ретушь, фотошоп, да и фотоколлаж – роли существенной не играют. Поскольку в той или иной степени подчеркивают (выделяют) сотворенную фотоаппаратом проекцию. А вот АЛЬТЕРНАТИВНАЯ фотография, на мой, конечно, взгляд, начинается, когда тем или иным способом подвергают саму проекцию оптической МУТАЦИИ. И в основе фотоизображения (конечный продукт фотопроцесса) – лежит не фотографическая ПРОЕКЦИЯ, а её МУТАЦИЯ…
А вот уже о МУТАЦИИ, как о совокупности технических приемов - поведу речь в следующий раз. По крайней мере, надеюсь на это :)
Пока нет комментариев