Как я уже говорил в предыдущем блоге, мой творческий АППАРАТ ЗАПРОГРАМИРОВАН на производство МУТАЦИЙ двухмерных фотографических и исконно живописных изображений. Но на этом мой фотоЖИВОПИСНЫЙ процесс не завершается. Поскольку МУТИРОВАНИЕ по обыкновению своему создает в подавляющем большинстве брак. И нужно в ворохе сотворенных МУТАЦИЙ отыскивать, как в куче навоза - жемчужные зерна. Вот тут наступает вторая часть моего творческого процесса, который я условно называю СЕЛЕКЦИЕЙ. Внешне это выглядит так: я с разных ракурсов делаю с одного отражения в зеркальной пленке от 20 до 50-ти, а то и больше снимков. На одном кадре получается один удачный в живописном отношении кусочек, на другом – второй…(В моей практике ни разу не было, чтобы все пространство МУТАЦИОННОГО снимка было в живописном отношении прекрасным). И затем на фотошопе собираю уже все эти разрозненные живописные кусочки в единый образ.
И вот на этом (втором) этапе возникает самая главная творческая проблема: по КАКОМУ КРИТЕРИЮ делать СЕЛЕКЦИОННЫЙ отбор и собирать воедино ЖИВОПИСНЫЙ образ? Программа моего творческого аппарата, которая успешно работала на первом этапе – тут беспомощна. А нет программы – нет и аппарата… И вот тут самое время заговорить о СВОБОДЕ от ПРОГРАММЫ, о которой говорил Флюссер. Я полагаю, чтобы обрести вожделенную свободу от программы, нет нужды взламывать последнюю, стать хакером. Есть другой, более простой и, на мой взгляд, чрезвычайно действенный способ. А именно – ПОДЧИНИТЬ себе программу. А это можно сделать только одним образом: создать (сотворить) СВЕРХПРОГРАММУ, в которой программа фотоаппарата будет занимать естественно подчиненное положение. То есть – запрограммировать программу фотоаппарата на подчинение. А сделать это может только ТВОРЧЕСКАЯ ЗАДАЧА. И в самом деле, я как составной субъект моего творческого АППАРАТА – имею право ни только обслуживать программу фотоаппарата, но и в праве создавать собственную программу. А именно - ставить себе ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЗАДАЧУ. Естественно в творческом порыве подчиниться ей, а заодно подчинить ей и программу своего фотоаппарата.
И вот уже с этой точки зрения, полагаю, можно разделить всех фотографов на три разнокачественные группы. В первую группу попадают, так сказать, «кнопкодавители», которые не ставят себе никакой творческой задачи. Во вторую группу попадают ремесленники (к которым, повторяю еще раз, я отношусь с большим уважением) они так же не ставят себе никаких творческих задач, но при этом в отличии от первой группы у них есть таки задача – ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ. И решая эту задачу, достигают они порою выдающегося фотографического мастерства. Но в этой группе одна и та же задача на всех – ДЕНЬГИ. И, наконец, третья группа – это художники (Фотографы с большой буквы). И вот только они одни способны на создание СВЕРХПРОГРАММЫ и соответственно - на ЗАПРОГРАММИРОВАНИЕ себя и своего фотоаппарата на решение ТВОРЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ. Более того, у каждого художника (Фотографа с большой буквы) своя творческая задача. СКАЖИ МНЕ КАКАЯ У ТЕБЯ ТВОРЧЕСКАЯ ЗАДАЧА, И Я СКАЖУ КТО ТЫ….
Теперь расскажу о своей творческой задаче, своей СВЕРХПРОГРАММЕ, которая делает меня свободной. Но сначала – коротко о своей философской позиции, о своем миропонимании. При том тут совершенно неважно, прав я или заблуждаюсь, главное, что я в это ВЕРЮ. Более того, именно в этом моем ВЕРОВАНИИ и зарождается мой творческий импульс. Я полагаю, что только настоящее время явлено нам в, так сказать, вещественном обличии. А прошлое и будущее времена населены бестелесными образами. При том – прошлое время всегда принципиально одновариантно: оно как было, так таким и останется во веки веков. Тогда как будущее время – многовариантно. Что вправе говорить о нем, как о времени ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНОМ. Так вот, зная что «эталонная» фотография – это всегда «привет из прошлого», это прошлое время, законсервированное во времени настоящем. То возникает соблазнительная мысль: а почему бы не создать и «привет из будущего»? То есть - почему бы не фотографировать будущее, чтобы консервировать его в настоящем времени?…Тем более, что мой АППАРАТ сотворения МУТАЦИЙ достаточно схож с принципом существования предположительного (будущего) времени…
Но у нас, у людей, нет чувственного инструментария, чтобы разглядывать будущее время. Наш, доставшийся нам в наследство от дикого зверя, инструментарий нацелен на восприятие времени настоящего. Но вместе с тем ничто не мешает нам направить свой мысленный взор во время будущее, чтобы разглядеть хотя бы контуры его. Предсказывать в той или иной мере будущее – обычная людская практика. Но вот, чтобы сфотографировать это будущее – задача амбициозная. Но она (использую тут выражение Нильса Бора) достаточна безумна, чтобы быть верной :). Я полагаю, что это возможно, если применить определенную технологию. А именно – технологию фоторабота, по которой в полиции составляют изображения подозреваемых лиц. Я сознанием своим не знаю, как выглядит будущее, и чувственным зрением своим не вижу его. Но когда я по технике фоторобота, начинаю вытягивать из свого подсознания и сверхсознания кусочек за кусочком мутированные изображения, которые, как опять же полагают мое подсознание и сверхсознание, и являются кусочками изображения будущего, то я в конечном итоге и создаю образ будущего. То есть творю в настоящем времени «привет из будущего». Можно, конечно, этот прием разукрасить и в мистические тона, назвав себя медиумом, проникающим в будущее и вытягивающим из него в настоящее время кусочки зрительных образов. Но как воспринимать этот художественный прием – это уже дело вкуса. В любом случаен – это, так сказать, ФОТО-АЛХИМИЯ, или ФОТО-МАГИЯ как кому будет удобно. Но именно в этом и проявляется третий признак АЛЬТЕРНАТИВНОВНОСТИ моей фотоЖИВОПИСИ. Поскольку объектив «эталонного» фотографа направлен на время настоящее, а объектив моего АППАРАТА – на время будущее.
А вот мое намерение снимать (фотографировать) будущее время – вытекает из художественного метода, которым я руководствуюсь. Но это уже предмет другого такого же обстоятельного разговора. :)