В ряде последних выступлений была затронута чрезвычайно сложная тема. Которую можно назвать «судьба отечественной фотографии». Тема сама по себе глобальная, и рассмотрение её возможно в дискурсе еще более глобальной (заоблачной) темы состояния нынешней отечественной культуры. Короткими репликами в ходе обсуждения рассмотреть её, а уж тем более хотя бы наметить контуры разрешения её – в принципе невозможно. А профанировать такую серьезную тему, превращая обсуждение в треп, лично мне как то не хочется. Поэтому и решился возобновиться свой дневник. Понятное дело, все что я намерен тут написать – моя личная субъективная точка зрения. Я не искусствовед и уж тем более не критик. Я – художник. И вправе рассматривать проблему как Поэт. То есть я буду писать ТО, что мне видится, и писать ТАК, как считаю нужным. Критерий научности – моя искренность. И если хотите – поэтическая смелость.
Теперь о понятии ПРЕД-ГЕНИАЛЬНОСТИ.
Тезис, с которым тут, пожалуй, согласны все: состояние нашей отечественной культуры вообще и культуры нашей отечественной фотографии в частности - удручающ. Но культура, в данном случае человеческая культура – она не спускается с неба. Она делается людьми. Одно состояние культуры сменяется другим (лучшим или худшим) состоянием культуры. Но всегда одно качество культуры зарождается в недрах своего, скажем так, культурного предшественника. Новая нарождающаяся культура по сути дела убивает старую умирающую культуру. И эту новую культуру всегда делают НОВЫЕ ЛЮДИ. Они же – ТВОРЦЫ новой культуры. Попросту говоря, они сначала делают (творят) образцы (произведения искусств), построенные на принципах новой культуры. И когда таких (качественно новых) произведений, не необязательно только художественных – становится достаточно много, то и происходит переход количества в качество. В результате которого и возникает новая культура. То есть тут достаточно явно прогладывается аксиома: поначалу художники творят не благодаря существующей культуре, а вопреки ей. Более того, культура, а в лице её конкретная окружающая художника среда отчаянно (а порою и остервенело) препятствует его творчеству.
Так вот, думаю, никто не будет спорить, что культуру меняют гении. Более того, решение художественной задачи по смену культуры под силу только гениям. А теперь вернемся к нынешнему культурному состоянию нашего отечества. Никакой иной художественной задачи, кроме как смены культуры у русского (российского) художника сейчас нет и быть не может. Потому как все остальные художественные задачи в нынешнее время бессмысленны. Нынешняя (ненавистная нам) культура она как ржавчина разъедает любое живое творчество. Следовательно, кроме как гениям в нынешней России никому нет никакой возможности хоть как то реализовать себя. Можно сказать и по другому: ни один художник ныне не может избежать художественной задачи - смены культуры. И он берет на себя эту задачу, иначе вообще не может творить. Но это же задача гения – и он поневоле (автоматом) взваливает на себя ношу гения. То есть нынешний русский (российский) художник не может не быть гением…
Но тут есть один чрезвычайно важный аспект, в простонародье именуемый скромностью. Как это можно считать себя гением? Это может только время определить, кто гений, а кто, скажем, выдает себя за такого. Но в данном случае речь идет не о гениальности, а о Художественной Задаче, которая под силу только гениям. В этой связи мне хочется напомнить о тексте Андрея Безукладникова «Духовная прелесть». Я не знаю, с какой целью он написал его. Но это очень сильный ход, возможно, чтобы кого-то предупредить. А возможно, чтобы на корню подавить всякое творческое начинание, сославшись на авторитет церкви. Отвечу ему лично. Я человек религиозный, и на практике знаю, что такое «духовная прелесть». Лично я проблему «духовной прелести» решил так. Талант – это в буквальном смысле – Дар Божий. Я полагаю, что у меня есть талант, но в этом нет никакой моей особенной заслуги. Этот талант мне дан Богом. Так же как и всем другим людям, и проявление моего таланта – это по сути проявление Бога. Я отношусь к своему таланту как садовник к саду. Яблони, а не садовник плодоносят яблоками, а дело садовника ухаживать за яблоками. Так вот я всего лишь по мере моих сил возможностей создаю благоприятные условия для своего таланта. То есть, восприятие себя человеком талантливым – вовсе не есть для меня поводом проявления «духовной прелести».
То же самое можно сказать и о гениальности. Ежели Бог сделал меня талантливым, то Он так же просто может сделать меня и гениальным. Это исключительно Его прерогатива. И это исключительно в Его Воле. Мне тут так же остается всего лишь ВЫПОЛНИТЬ ЕГО ВОЛЮ. Но тут не возможно не задаться вопросом: почему талантов много, а гениев единицы? Я нашел ответ на этот вопрос: гениями из талантов становятся те, кому удалось изменить качество культуры, а по сути дела сотворить новую культуру. То есть гений – это по сути сперматозоид, которому удалось оплодотворить культуру, зачав таким образом культуру новую. И теперь самое главное. Сперматозоидов – огромное количество, а оплодотворяет яйцеклетку один, оплодотворяет порою случайно, и часто не самый лучший из себеподобных. Так что же, существование других сперматозоидов, которым не удалось оплодотворить яйцеклетку – бессмысленно? Нет, конечно. Сама функция оплодотворения не входит в целеполагание сперматозоида: это прерогатива Бога. А цель сперматозоида – в ГОТОВНОСТИ оплодотворить. И каждый сперматозоид стремится к этой цели и достигает её. В любом случае – уход в небытие, как и факт оплодотворения – находится уже за пределами жизнесуществования сперматозоида.
Это можно сказать, нравственный закон, названный мною законом сперматозоида. Так вот, когда я говорю о себе, как о пред-гении, то это означает только то, что я следую нравственному закону сперматозоида. И заявляю о своей готовности выполнять художественную задачу гения. А еще точнее – отдаю свою человеческую волю – Воле Божественной. А когда говорю о пред-гениальности, то имею ввиду тех людей, которые вольно или невольно поставили себе художественную задачу по изменению (рождению) новой отечественной культуры. И не поленюсь сказать еще раз: для меня ныне каждый русский (российский) художник пред-гений априори…