Меня удивляет до сих пор, что в теории фотографии нет внятной классификации фотографов. Правда, возможно, она мне не попадалась на глаза. Такая классификация нужна: не разделяя разнокачественных фотографов один от другого, невозможно адекватно рассматривать и сотворенные ими фотографии. Не знаю, кого как, но меня лично удручает, что на этом сетевом ресурсе критика, даже доброжелательная – строится на субъективной вкусовщине. А уж тем более, когда ругают (что чаще всего) невозможно понять за что ругают и почему ругают. Чаще всего ругают, скажем, верблюда за то, что он не лошадь. И наличие горба считают за дефект…
Полагаю, что без классификации фотографов теория фотографии развиваться не может в принципе. Но чтобы классифицировать фотографов, нужен некий общеединый принцип (критерий), который одновременно всех объединяет и в тоже время качественно разделяет. Я понимаю фотографа, как некую систему (аппарат), состоящий из самого фотографа, фотоаппарата и окружающей среды, в которой потенциально находится снимаемое изображение. Акт фотографирования, в котором активно участвуют все три вышеперечисленные составляющие – начинается с нажатия «кнопки». Так вот, в зависимости от того, КТО или ЧТО запускает процесс фотографирования - и строится моя классификация. Я выделил 5 типов фотографов. Все они качественно отличаются друг от друга.
1 тип. КНОПКОДАВИТЕЛИ. Это главным образом любитель. На «кнопку» давит он сам, и давит, когда сам посчитает нужным. По сути дела он всегда снимает себя любимого. Даже если и снимает что-то отстраненное, то в этом отстраненном жирным контекстом читается; «Здесь был я», или «Здесь был Вася (имя любителя)". Он до умопомрачения любит снимать своих собак, кошек и дачу. Но при этом подчеркивается, что это моя кошка, это моя собака и это моя дача. Сфотографированное любителем изображение подается им в неразрывном контексте с самим собою. Любитель пишет фото-летопись исключительно о самом себе.
2. тип. ДОКУМЕНТАЛИСТЫ. Это главным образом профи. Наиболее ярко проявлен этот тип в фото-журналистике. От любителя он отличается тем, что никогда не давит на «кнопку» сам. Давит на «кнопку» его фотоаппарата – СОБЫТИЕ. Поскольку именно оно и является для него РАЗДРАЖИТЕЛЕМ, который запускает рефлекторную реакцию нажатия на «кнопку». Документалист как субъект подчеркнуто отстранен от сотворенного им фотоизображения. В нем минимум субъективного, а максимум объективного. Документалист как бы говорит: «Это событие происходило без моего участия. Но оно происходило именно так, как мне удалось его заснять…» Мастерство документалиста заключается в том, чтобы снимок максимально полно рассказал о снимаемом событии. Документалист пишет фото-летопись о своем времени. Безусловно, ни только фото-журналисты являются документалистами. Огромное количество фотографов так же талантливо и профессионально пишут фото-летопись времени. И они являются настоящими профи, хотя снимают главным образом в стол. Но в любом случае их фотографический бог – СОБЫТИЕ.
(продолжение следует)