Сегодня можно услышать утверждения, что фотография умерла, ее рынок пережил свои вершины, и все, что осталось — техника цифровой фотографии, используемая для создания произведений современного искусства. Чем более безапелляционно звучат подобные заявления, тем дальше их автор от знания текущей ситуации.
История взаимоотношений фотографии и искусства насчитывает примерно столько же лет, что и официальное представление фотографии широкой публике. Поначалу фотографию художники активно использовали для создания произведений на современные сюжеты (портрет, пейзаж, жанровая картина) и для штудий фигуры и света при создании других картин. Но в 1857 году случилось знаковое событие: фотография Оскара Рейландера (Oscar Gustave Rejlander) «Два пути жизни» была куплена как самостоятельное произведение искусства королевой Викторией для коллекции принца Альберта. Мне могут возразить, что творение Рейландера не было вполне фотографией — соединенное из нескольких десятков негативов программное изображение; композиция напоминала «Афинскую школу» Рафаэля. Но технически это была фотография, используемая во всей полноте ее возможностей того времени художником.
Пройдет еще почти тридцать лет, прежде чем фотографию станут покупать и продавать как самостоятельное произведение искусства. Это произойдет к концу XIX века, когда произведение художественной фотографии станет таким же продуктом купли-продажи, как и печатная графика.
Первая международная галерея фотографии, со скромным названием 291 (адрес галереи: 291,
Старое направление художественной фотографии [1], — где техника фотографии служила самовыражению художника, соединяющего в своем сознании поиск нового способа выражения визуального впечатления (impression) и символическое прочтение реальности, — быстро сходило с художественной сцены после 1918, когда окончание Первой мировой войны обозначило культурную эпоху с новыми ценностями и другими героями. Искусство, в том числе фотография, теперь рассматривалось в категориях функциональности. В фотографии это означало признание художественной ценности репортажа, документальной фотографии. Авторским методом, выражающим позицию художника, становится ракурс, в котором снимается реальность, и пуристское искусство серебряно-желатинового отпечатка, транслирующего исключительно то, что запечатлел негатив, безо всяких ухищрений и сложных технологий печати предыдущего периода. Новая эстетика и новые экономические условия свели торговлю фотографией как искусством, то есть предметом роскоши, к масштабам меньшим, чем в конце ХIХ века.
В
В середине ХХ века развитие направлений фотографии, выросших из пикториализма и других «архаических» течений, не прекратилось, но эти поиски не учитывались мейнстримом, который был определен модернистской эстетикой и задачами репортажа.
[1] Среди наиболее влиятельных направлений художественной фотографии этого времени назовем пикториализм (примерно
[2] Винтадж, винтаж — vintage — в фотографии: первый фотографический отпечаток, сделанный фотографом или под его наблюдением для публичного представления в форме репрезентации (выставки) или печатной публикации (газеты, журнала, книги). Между датой съемки и датой изготовления отпечатка может пройти некоторое время, о чем ниже. Понятие винтаджа условно (когда дата печати отличается от даты съемки, но не известно более ранних отпечатков того же негатива) и безусловно (в рыночном обращении и репрезентации, поскольку винтадж имеет наибольшую рыночную цену и требует специальных условий экспонирования для обеспечения его максимальной сохранности).