Ирина Чмырева
|
In Memoriam
Памяти Алексея Васильева, фотографа русского пейзажа
Ирина Чмырева 10 августа 2021
21-й год урожайный. Серьезная дама в черной мантилье собирает свой урожай как обычно строго. В ее царстве лучшие из лучших. И все остальные. Кажется, ей не хватает там, в ином мире, лучших фотографов, и она стремительно прореживает их ряды на Земле. Теперь ей понадобился мастер пейзажной фотографии. И не какой-то, а самый лучший. И она забрала Алексея Александровича Васильева.
|
|
In Memoriam
Памяти Николая Николаевича Рахманова
Ирина Чмырева 11 февраля 2021
В начале этого февраля ушел из жизни Михаил Аронович Дашевский. Целое поколение авторов, на которых в начале XXI века не стыдно было ориентироваться истории русской фотографии, уходит в прошлое. После 2020 года будут вспоминать и этот месяц февраль 2021-го, начавшийся солнечно, морозно и горько.
|
|
Михаилу Ароновичу Дашевскому – 85
Ирина Чмырева 20 ноября 2020
Он посвятил фотографии всю свою жизнь, одновременно он, доктор технических наук, оставил весомый вклад в отечественной науке. Творческое соединение двух видов деятельности позволило ему в 1962-2002 годы создать уникальный архив непостановочной городской фотографии, отличающейся неповторимой поэтической интонацией.
|
|
In Memoriam
Умер Иренеуш Зедждалка25 июля в Польше скончался главный редактор журнала Fotografia/Kwartalnik
Ирина Чмырева 7 августа 2008
25 июля в Польше скончался главный редактор журнала
Fotografia/Kwartalnik фотограф Иренеуш Зедждалка (Ireneusz Zjezdzalka)
|
|
Фотокнига
Красная точка в белом ничтоО книге Андрея Гордасевича «Рассказы из русской Лапландии»
Ирина Чмырева 16 января 2022
Андрей Гордасевич — фотографический рассказчик. Raconteur [хороший рассказчик]. Не в каждом языке есть особое словечко, чтобы определить способность, выбалтывая, не быть многословным и скучным, но передать суть и буквально впечатать ее в матрицу слушателя.
|
|
Документальная фотография
К истории одного паломничестваПро книгу ХОДЪ. История одного паломничества Алексея Мякишева
Ирина Чмырева 9 января 2019
Перед вами ладно скроенная книжка. Простая, крепкая. Надежная. Как срубленная изба. Как колодец. Как часовня или обетный крест. Такие, что остались на Русском Севере, где жизнь продолжается по своим законам, не согласующимся с логикой больших городов.
|
|
Небольшое признание в любвиCalendar Party после многомесячной съемки
Ирина Чмырева 14 ноября 2006
Маленький роман о любви. В двенадцати частях, с прекрасными героинями в главной роли. Нет, это не «Декамерон». Это история признаний в любви, нежных, стыдливых, таких, какие только могут быть в кругу людей, занятых настоящим делом. Ведь когда у тебя есть Работа и ты ее любишь, то бывает почему-то неловко сказать женщине: я люблю тебя.
|
|
Книги
ДиаментИмя в истории советской фотографии
Ирина Чмырева 24 августа 2006
Роберт Диамент еще одно знаковое имя в истории российской фотографии. Иногда кажется, что этих имен в истории очень много. Увы, многие были забыты, но их едва ли наберется и пара сотен, что для культуры фотографии столь огромной страны как Россия за более чем сто шестьдесят лет, согласитесь, совсем немного. Дименту повезло: его наследники сохранили творческий архив фотографа, то, что он сделал до и во время Великой Отечественной войны в качестве фотокора и что снимал позже. В книгу, подготовленную сыном мастера, вошли съемки Диамента в годы войны, когда он работал на Северном флоте.
|
|
Книги
Фрески, снятые в свете
Ирина Чмырева 20 августа 2006
Все, кто когда-либо сталкивался с репродукционной фотографией, особенно иконописи, задавался вопросом, почему результат так далек от того, что видит глаз? Независимо от того, приходилось ли Вам делать снимки памятников или рассматривать их отпечатки в альбомах, воздвигалось что-то вроде стены между памятником, если Вам посчастливилось его видеть собственными глазами, и его несовершенной «копией». В очередной раз, приходилось, пожимая плечами, делать скидку на несовершенство фотографии, которая, якобы, не в состоянии отразить…Фотография фотографии рознь, как говаривал один мой знакомый, «ворон не муж вороны, а совсем другая птица». Юрий Холдин, фотограф и издатель, по совместительству директор фонда «Фрески Руси», в очередной раз доказал это утверждение.
|
|
Книги
Век фотографииЛичный учебник нашей истории фотографии
Ирина Чмырева 15 августа 2006
Валерий Стигнеев, известен и как историк фотографии, и как действующий фотограф. Его книга по истории российской фотографии соединение под одной обложкой исторических исследований доктора Стигнеева за многие годы. Stigneev известен в международных кругах историков фотографии, в первую очередь, как специалист по художественной (клубной) фотографии Советского Союза, особенно республик Прибалтики (так называемой прибалтийской школы фотографии, где мощнейшим влиянием обладала литовская школа). Также Стигнеев является одним из крупнейших знатоков истории фоторепортажа 1920-х 1930-х годов.
|
|
Книги
Ласло Мохой-Надь и русский авангардОдин из первых, кто проектировал пространство будущего
Ирина Чмырева 15 августа 2006
Это давно ожидаемая и все равно неожиданная книжка. Хорошо бы, если бы она вышла в свет лет двадцать назад, тогда не только обладатели раритетного 1929 года издания «Фотография или живопись» Моголи-Надья причастились бы атмосфере творческих споров и открытий нового языка фотографии 1920-х годов. Но и так [наконец-то!] тоже хорошо.
|
|
Фестивали
Земля и яростьFotoFest в Хьюстоне, 2006
Ирина Чмырева 3 апреля 2006
FotoFest платформа для искусства и идей платформа, на которой можно строить новые контакты, создавать новые возможности для художников и фотографов, откуда могут стартовать новые проекты, имеющие как мировую, так, что не менее важно подчас, национальную или региональную значимость. И если в горле начинает першить при взгляде на фотографии выставок FotoFest или во время погружения в одну из инсталляций актуального искусства, выстроенных в рамках фестивальной программы, то это означает, что тема фестиваля такова, что проблемы, которых касается автор столь серьезны, а взгляд искренен, что восприятие рациональное и эмоциональное идут рука об руку, подпитывая и усиливая друг друга.
|
|
Журналы
NightpeopleВнутри клубной «тусовки»
Ирина Чмырева 1 марта 2006
По ночной Москве несется стадо черных лимузинов, где-то в переулках неповоротливо разворачивается Hummer-wagon. Просто поднять камеру и сделать снимок ночной кавалькады может оказаться опасно, потому что новых «хозяев жизни» сопровождает охрана на неприметных на фоне сверхдорогих машин джипах. Как и хозяева магазинов, где одеваются эти люди, так и охрана старается оберегать их жизнь от документирования.
|
|
Процессы
Император Павел I. Нынешний образ минувшего
Ирина Чмырева 8 марта 2005
В этом проекте не случилось открытий. Но каждый из петербуржцев выступил в проекте «Император Павел I. Нынешний образ минувшего» в своем самом известном амплуа, принеся самоё себя «в дар императору». Поэтому и каталог этого проекта может стать прекрасным началом к знакомству с современной петербуржской фотографией, где буквально за последний год к известным именам добавился ряд новых и многообещающих имен молодых авторов.
|
|
Хождение в народ
Небесна Хронiка
Ирина Чмырева 8 марта 2005
Книга является первой публикацией, посвященной феномену народной украинской фотографии 1900-1970 годов, и представляет собрание Михаила Бабака анонимной фотографии из украинской деревни ХХ века.
|
|
Фотография источник информации о русском авангарде
Ирина Чмырева 19 ноября 2004
Выход в свет этого издания дает новые возможности для изучения творчества мастеров русского и советского авангарда Владимира Татлина, Александра Родченко, Александры Экстер, Александра Веснина, братьев Штеренберг, Эля Лисицкого, Густава Клуциса и других. Эта книга вводит в научный и выставочный оборот более сотни памятников русского авангарда, малознакомых за пределами круга архивных исследователей.
|
|
Процессы
Тринадцатый международный в Братиславе
Ирина Чмырева 17 декабря 2003
В Братиславе, Словакия, прошел тринадцатый Международный фестиваль «Месяц фотографии», подготовленный Фондом поддержки фотографии Fotofo. Это ежегодное событие, знаменующее начало ноября самого активного по количеству фотографических событий месяца Европы, давно стало привычным и значимым.
|
|
Фотография и война
Внутреннее пространство войныБлокада Ленинграда в фотографиях. 1941-1944
Ирина Чмырева 20 октября 2003
Мы уверены, что современные войны и трагедии самые жестокие мы видим их, подробно запечатленными на фотографиях. Но наше зрение и архивы тысяч старых снимков способны разубедить нас в избранности нашего времени. Это уже было, и было в чем-то страшнее, чем сейчас. Прошли десятилетия, и идеология не довлеет над нашим зрением, и внутренний цензор куратора откладывает в сторону другие фотографии, нежели раньше.
|
|
Беспредел
Parables of Time MixtedК выставке Григория Майофиса
Ирина Чмырева 20 октября 2003
Майофис совершает акт узнавания с помощью провокации, подобной той, которую совершает практикующий живописец, признавая классическую фотографию наиболее выразительной из известных ему изобразительных средств. И создавая тем самым текст, невозможный для пересказа во всей своей полноте иначе, чем именно в фотографии.
|
|
ФотоФест в жизни своих создателейИнтервью с Фредериком Болдвином и Венди Вотрисс
Ирина Чмырева 1 марта 2003
Уже шестнадцать лет в марте каждого четного года в Хьюстоне, Техас, США, проходит FotoFest фестиваль фотографии и искусств, основанных на фотографии. В дни работы фестиваля 2002 года Ирина Чмырева взяла интервью у председателя совета директоров фестиваля Фреда Болдвина и арт-директора фестиваля Венди Вотрисс.
|
|
От фотографии к мультимедиа и обратно
Ирина Чмырева 1 марта 2003
Уже шестнадцать лет в марте каждого четного года в Хьюстоне, Техас, США, проходит FotoFest фестиваль фотографии и искусств, основанных на фотографии. В программе 2002 года была выставка «Русский пикториализм», подготовленная РОСИЗО совместно с дирекцией фестиваля.
|
|
Книги
Без стеныВыставка и книга Энтони Сво: 10 лет падения Берлинской стены
Ирина Чмырева 2 июня 2000
Журналист из Time-Life, лауреат Пулитцеровской премии, призер World Press Photo, Энтони Сво снимает жизнь поляков и немцев, украинцев, венгров и цыган; сегодня он живет в Москве и ездит по всей России.
|
|
Фестивали
XIV-й международныйО Братиславском фотографическом фестивале
Ирина Чмырева 18 января 2005
Ноябрь месяц фотографических фестивалей. За четырнадцать лет все успели привыкнуть, что месяц начинается в Братиславе, Словакия. Оттуда пути ведут в Вену, затем в Париж на старейший европейский месяц фотографии Mois de la Photo, в следующем году в фестивальный маршрут будет записан еще и Берлин.
|
|
Рукоделие
БОГ вещьФотографии Вадима Гущина
Ирина Чмырева 19 ноября 2004
Тогда казалось, что в этом «надписывании» своих изображений скрыта лишь желание «эго» фотографа быть проявленным. Но со временем стало ясно, что речь идет о сугубой архивации, о фотографии «человека в футляре», в жизни библиотеке архиве которого все должно быть разложено по полочкам
|
|
Тенденции
Барахло«Тотальная фотография» как связь времен в начале нового тысячелетия
Ирина Чмырева 2 сентября 2006
«БабУшка» продает карту мира, позади нее толстолобик на мотороллере, фигура в белом у чрева ларька. В центре кадра веселые кукрыникы, под ними наивный летящий царь, все это на продажу выставлено на арт-променаде; рука тянется обрезать лишнее, чтобы смысл не разлетался, не размазывался, не распирал границы кадра.
|
|
Процессы
Коллекция образов современной петербургской арт-фотографии
Ирина Чмырева 6 августа 2003
История современной петербургской арт-фотографии не написана и еще ждет своего пунктуального исследователя. Пока же известны основные действующие лица, создающие на арт-сцене это явление, арт-фотографию из Питера. Их произведения, как и сами авторы обросли таким количеством мифов, что студентам искусствоведческих факультетов 2010 года будет над чем поломать голову.
|
|
Процессы
Images of Inner NatureЗаметки к творчеству Наты Пирцхалавы
Ирина Чмырева 1 марта 2003
Фотография это не только возникшее на рубеже классицизма и эпохи бесстилья явление, в котором пространство и время соединились неизвестным ранее способом. Фотография по самой сути своего развития искусство синтеза, интегрирующее влияние многих искусств и наук.
|
|
Тенденции
Фотография – фотокнига художника – мультимедийная книгаа также – метафора книги в пространстве современной арт-фотографии и мультимедийного искусства в России
Ирина Чмырева 4 января 2009
Этот текст можно условно разделить на две части:
Первая часть посвящена вопросам истории становления таких явлений, как фотокнига художника и мультимедийная фотокнига;
Вторая часть – попытка толкования, понимания природы современного русского искусства, для которого образ книги, метафора книги представляются крайне значительными.
|
|
Фотография и война
Идет война народнаяФотографическая история партизанского движения
Ирина Чмырева 8 мая 2005
Партизаны самый центр войны, самое средоточие трагедии и народного сопротивления. Однако долгие годы партизанское движение не имело своей визуальной истории. Оно было определено 10-15 каноническими снимками, кочевавшими по всем крупным выставкам, посвященным Победе.
|
|
Очерк истории русской пикториальной фотографии
Ирина Чмырева 4 марта 2004
Текст этой статьи был опубликован в каталоге Международного фестиваля фотографии FotoFest 2002 в Хьюстоне в связи с премьерой выставки "Русская пикториальная фотография", подготовленной ГМВЦ РОСИЗО Министерства культуры РФ, Московским музеем современного искусства и Международным фестивалем FotoFest в Хьюстоне.
|
|
Имена
Леонид ШокинИстория провинциального фотографа
Ирина Чмырева 19 июня 2000
Он не был сильнейшим, он был просто очень талантлив, он пережил несколько исторических эпох, и каждая выразилась в нем, через него, сквозь его объектив, его фотографии.
|
|
Коммуникации
Портфолио ревюЧто такое – кто такой или некоторые ориентиры на карте современной мировой фотографии
Ирина Чмырева 9 августа 2011
Портфолио ревю дает фотографам беспрецедентную возможность показать свои работы ведущим деятелям мирового фотографического сообщества: кураторам крупнейших музеев, издателям, редакторам журналов, владельцам галерей, представителям фотоагентств, коллекционерам, влиятельным арт-критикам.
|
|
Вести с полей
Русские идутЗаметки и истории о мировых и российских рынках – 5
Ирина Чмырева 10 ноября 2008
В мировом присутствии современной российской арт-фотографии можно выделить две волны — те, кто вошел в мировой арт-рынок в годы русского бума, и те, кто появился на нем в последние пять лет. С этим связано и два уровня цен.
|
|
Кухня
О мифах и ценахЗаметки и истории о мировых и российских рынках – 4
Ирина Чмырева 23 октября 2008
Бум русского искусства и фотографии на рубеже 1980—90-х вынес на поверхность художников и фотографов, чьи произведения сразу же попали в крупнейшие мировые собрания. Когда будем выкупать знаковые произведения забытых на родине авторов?
|
|
Эксперименты с классикой
А был ли рынок русской фотографии?Заметки и истории о мировых и российских рынках – 3
Ирина Чмырева 1 октября 2008
Когда в конце 1970-х в СССР приехали первые дилеры фотографии, существовал «список 100», по которому покупали фотографию у авторов и наследников. Массовый вывоз фотографии в винтажах, в прижизненной печати, а также негативов из СССР спас многое от физического уничтожения, но привел к рассеиванию авторских архивов.
|
|
Опыт
AIPAD и регулированиеЗаметки и истории о мировых и российских рынках – 2.
Ирина Чмырева 17 сентября 2008
Открытие рынка для новых видов изображений не могло быть бесконечным и бесконтрольным. Новые дилеры фотографии к концу 1970-х объединились в союзы. Разработка теории фотографии обещала среди миллиардов снимков выделять те, что соответствовали актуальному представлению о смысле фотографической деятельности.
|
|
Фестивали
Хьюстон, FotoFest и религия фотографов
Ирина Чмырева 21 августа 2006
Фестивали фотографии изначально появлялись там, где пространство фотографии было развито до той степени, когда требовался новый формат общения, над- институционный. С другой стороны, фестиваль фотографии начинает сам влиять на существующую в фотографии ситуацию, продуцировать новые формы взаимоотношений между фотографами и потребителями их труда.
|
|
Фестивали
Братиславский Международный10 Месяцев Фотографии
Ирина Чмырева 7 апреля 2001
Десять лет назад взошла звезда Братиславского месяца фотографии. В этом году он проводился с особым размахом. На протяжении последних пяти лет выставки, привезенные из России Государственным музейно-выставочным центром РОСИЗО, являются частью официальной программы фестиваля. О них, о юбилейном Месяце фотографии и его истории, и с надеждой на продолжение Центрально- и Восточно-Европейского расцвета фотографии…
|
|
In Memoriam
Памяти Михаила Голосовского: Хранитель Русской ФотографииОн спас русскую фотографию от забвения и собрал бесценные коллекции, сохранив историю для будущих поколений
Ирина Чмырева 10 ноября 2024
В пятницу, восьмого ноября 2024 года, не стало Михаила Ивановича Голосовского — великого коллекционера, фотографа и патриота. Его усилиями и интуицией были спасены многочисленные шедевры русской художественной фотографии, ставшие фундаментом для новых поколений исследователей и коллекционеров. Жизнь Голосовского была посвящена одной страсти — фотографии, и его вклад невозможно переоценить.
|
|
In Memoriam
Диме Маркову: памяти фотографа
Ирина Чмырева 17 февраля 2024
Жизнь одна из форм поэзии и, как положено в этом виде музыкального искусства, наполнена рифмами и просодиями. Повторы слов и событий можно не слышать, не замечать, но они указывают на внутреннее сходство, остается его рассмотреть. Понять.
|
|
In Memoriam
Капитан Фотоцентра
Ирина Чмырева 8 апреля 2023
В среду 5 апреля 2023-го в Москве умер Валерий Иванович Никифоров. Ему было восемьдесят два года, хотя выглядел он лет на десять моложе. Опыта и баек у него было на десятерых. Кто он был? В фотографической среде просто «Директор» или, если обобщать, фотографический деятель.
|
|
In Memoriam
Сереже Леонтьеву
Ирина Чмырева 17 марта 2023
Фотография у нас одна. И служителей у нее немного. Оттого избранные, те, кто не изменял ей годами, наперечет, и уход каждого — пустая клеточка в медовых сотах, которая уже не зарастет свежим медом. Не стало Сережи Леонтьева.
|
|
In Memoriam
Юрий Рыбчинский. Памяти героя
Ирина Чмырева 12 марта 2023
Вчера не стало Юрия Александровича Рыбчинского. Если Вы наберете в поисковиках «Юрий Рыбчинский», первый, кого увидите – его тезка, писатель. Тоже украинский, родившийся на десять лет позже нашего героя. Рыбчинский-фотограф был дитя войны, когда она закончилась, ему было уже десять, год спустя после смерти Сталина он приехал из Бердянска учится в Москву и остался в ней на многие годы.
|
|
In Memoriam
Умер Александр Лапин
Ирина Чмырева 26 октября 2012
Вчера в Москве умер Лапин. Об этом не сообщали по телевидению, газеты не вышли с траурными рамками, просто взорвался московский фотографический Интернет. Возможно, впервые за годы, когда старшее поколение людей, делавших (и создавших-таки!) современную российскую фотографию, стало уходить, утрата одного из имен осознана сразу же и глубоко, до погружения в горечь вопросов: а дальше-то что делать?
|
|
Имена
Александр Якут: возвращение фотографии в лоно искусства
Ирина Чмырева 2 сентября 2006
Обращаясь к произведениям Александра Якута, сопоставляя их с традицией работы с фотографией Императорской академии художеств, традицией, сложившейся в среде академического, тяготеющего к гармонии классицизма, искусства, мы говорим об апеллировании современного художника к традиции, о диалоге сквозь время.
Александр Якут работает над фотокартинами.
|
|
Имена
Остранение социуиаПроекты Сергея Браткова
Ирина Чмырева 3 апреля 2006
В тот момент художник был едва ли не единственным, кто смог построить собственное высказывание, не впадая в политические амбиции, не примыкая ни к чьим надежным спинам, ни к прогосударственным партиям, ни к критикам процесса. Его позицию можно назвать продолжением традиции Льва Толстого «философии здравого смысла», в контексте которого возможно понимание в процессе постижения фабулы, вне морализации и жесткого резюмирования.
|
|
Классики
Виджи. Вспышка. Нью-Йорк. ВремяПосле выставки Виджи в галерее Гари Татинцяна
Ирина Чмырева 15 февраля 2006
Виджи (или Виги) маленького роста человек в плаще и мягкой шляпе, с камерой, на которой большая круглая вспышка человек из комикса, из историй на пожелтевшей бумаге о жизни Нью-Йорка 1930-х-1940-х. Подобно тому, как Спайдермен в свободное от ночной работы время был маленьким клерком с неприметным именем, так и Виджи в полицейских документах проходил как Артур Феллиг, несмотря на то, что любой полицейский опознавал его только как Виджи.
|
|
In Memoriam
Оставшимся в сумерках
Ирина Чмырева 19 ноября 2004
Он уже много лет не снимал фотографий. Рисование, неудовлетворенная в молодости страсть, находила выход в последние годы. Он мог просто присутствовать, необязательно на вечеринке агентства MAGNUM, просто жить, и этого было достаточно, чтобы испытывать удовлетворение и стабильность всем, а если не всем, то многим всем тем, кто был вовлечен в мир фотографии. Он ушел. С ним закончилось нечто.
|
|
Мэтры
До самого небаФотографии Ляли Кузнецовой
Ирина Чмырева 27 февраля 2003
Ее фотография с голубем и мальчиком стала символической. Бог знает, кто и что подразумевает под этим определением, но тысячи людей по всему миру помнят эту фотографию (как обычно, далеко не всегда задумываясь, кто ее автор и как его имя), а те, кто видит ее впервые, влюбляются в нее.
|
|
Мэтры
RUSSIANS by BAKHAREVLove, Desire & Obsession
Ирина Чмырева 30 августа 2001
Существует ли особенность, местное отличие того, что называется любовью, что представляется как любовь, что ищется, что ждется, на что надеются? Четверть земной суши, как и остальные три четверти, использует слово любовь для обозначения близких отношений, взаимоотношений, желаний, страстей и веры. В то, что любовь возможна, верит в России каждая обитательница общежития, и каждый художник признается новой картине в вечной любви.
|
|
Имена
На землеО фотографиях Галины Лукьяновой
Ирина Чмырева 13 мая 2001
Она была художником, когда мало у кого было представление о том, что с помощью фотографии можно заниматься творчеством.
Она работает, в то время как в газетах даже репортеры именуются фотохудожниками. Это ее не касается.
|
|
Мэтры
Николай БахаревПортретист поколения
Ирина Чмырева 13 ноября 2000
Бахарев работает над одним портретом часами. Устанавливает героев — снимая ли их на пляже, или в интерьерах убогих общежитий и квартир заказчиков, — перебирая все мыслимые и немыслимые (с точки зрения непосредственных участников съемки) позы, перешерстив весь гардероб и просмотрев все ухищрения моделей по части макияжа и причесок. В результате возникают постановочные фотографии, всем — и композицией и настроем — отличающиеся от постановочных фотографий в традиционном понимании.
|
|
Мастерская
Валера и Наташа Черкашины
Ирина Чмырева 24 мая 2000
Черкашины – творцы иллюзий, играющие с сущностями, почтение к которым заставляет тех, кто не знаком с творчеством Черкашиных, трепетать при одном назывании: империя, власть, история.
|
|
|
|