
Сейчас, галерея Кикен расположена в сохранившемся здании времен Вильгельма I на бульваре Кайзердамм в Западном Берлине. В этом необычайно нетронутом историческом месте Берлина «50 лет | 50 фотографий» также прослеживает разрушение, реконструкцию и разделение города, включая этот поразительный снимок Сибиллы Бергеманн, родившейся в Берлине в 1941 году и бывшей ведущей документалистки повседневной жизни в Восточной Германии. © Estate of Sibylle Bergemann
Когда покойный муж Аннетты Кикен, Рудольф, основал фотогалерею в Аахене в 1974 году, фотография редко воспринималась как полноценное искусство. До открытия крупных немецких фотомузеев, таких как Музей Людвига в Кёльне или C/O Berlin, оставались ещё годы. В Великобритании Национальная портретная галерея только что назначила своего первого куратора фотографии. В США Музей Метрополитен не создавал отдела фотографии до 1992 года. Число галерей и коллекционеров, специализировавшихся на этом медиа, было так мало, что они называли себя международной «фотографической семьей».

«50 лет | 50 фотографий» открывается тремя работами из серии автопортретов Хельги Парис, сделанной в 80-е годы. Подходящее начало для выставки, отражающей течение времени: меняющиеся наряды, прически и выражения лица Пэрис напоминают не только о перипетиях ее личной биографии, но и о последних годах Германской Демократической Республики — теме многих ее работ. © Helga Paris
«Это была очень маленькая сцена», — говорит Кикен, присоединившаяся к галерее в 1990 году. «Институциональных выставок было очень мало. Рынка не существовало. Художников забывали, а их работы нередко просто выбрасывали».
Галерея Кикен, переехавшая из Аахена в Кёльн в 1979 году, а позднее, в 1999 — в Берлин, стремилась продвигать и сохранять фотографию с момента её изобретения до наших дней. Благодаря участию в международных ярмарках, таких как Арт-Базель, и активному сотрудничеству с музеями, галерея довольно быстро смогла возродить интерес к основоположникам жанра и добиться признания сюрреалистической фотографии, чешского модернизма и Баухауса, а также новой цветной американской фотографии и художественной документалистики как в Западной, так и в Восточной Германии.

Галерея Кикен представляет на международном арт-рынке нескольких лидеров чешской авангардной фотографии, включая Франтишека Дртикола (František Drtikol), Ярослава Рёсслера (Jaroslav Rössler) и Яромира Функе (Jaromír Funke). Черпая вдохновения в кубизме, новой объективности, абстракции и сюрреализме, Функе был пионером в экспериментах с зеркалами, сглаживанием и отражениями. Многие его работы находятся сейчас в коллекциях крупных музеев. © 2024 Miloslava Rupešová
Выставка «50 лет | 50 фотографий» в берлинской галерее Кикен отражает как наследие галереи, так и постепенное признание фотографии средством художественного выражения. Куратором выставки стал Вильгельм Шюрман, сам фотограф, коллекционер и соучредитель галереи вместе с Рудольфом Кикеном.
Его фотографический взгляд ощущается во всей экспозиции. Мотивы, темы и формы повторяются и перекликаются друг с другом по всей галерее. Мы видим фейерверк на фоне чёрного неба в работе «Восточный Берлин, канун Нового года» Арно Фишера (1989/90), затем синкопированный ритм окон на белом фасаде в «Мадрид, Испания» Анри Картье-Брессона (1933). Изогнутая рукоятка зонтика у читателя в Булонском лесу Лизетты Модел и, двумя кадрами позже, изогнутая трость на «Дженни Капитан» Хельмута Ньютона (1977).

Когда галерея Кикен только открылась, многие фотографы первой половины 20 века были ещё живы, что позволило галерее установить отношения с пионерами жанра. Австрало-Американка Лизетта Модел обратилась к фотографии в середине 1930-х годов и создала впечатляющее портфолио чистых, не редактированных стрит-фотографий. С 1951 года она преподавала фотографию в Нью-Йоркской Новой Школе, где среди её учеников была Диана Арбус. © 2024 Estate of Lisette Model
Индустриальное развитие и независимость женщин — постоянные темы. То же можно сказать о линиях, блоках и прочих архитектурных структурах города, и хрупких телах, которые движутся или тоскуют по движению в своём окружении. Прежде всего, это переплетение взглядов — от подозрительного в собственном «Дублине» Шюрмана (1973) до косого в «Нью-Йорке» Уильяма Кляйна (1954) или опущенных глаз в «Автопортрете с Атой Кандо» Эда ван дер Элскена (1952). На выставке, посвященной тому, как демонстрируется и воспринимается фотография, представлены объекты, на которые мы смотрим, которые закрывают глаза и приглашают нас присмотреться внимательнее.

Как фотограф, коллекционер и со-основатель Кикен, Шюрман предлагает одновременный взгляд изнутри и снаружи на историю галереи, говорит Аннетта Кикен. «Этот взгляд очень личный, очень избирательный, очень особенный». Собственная работа Шюрмана представлена двумя фотографиями, включая портрет из Дублина. © Wilhelm Schürmann
«Мы надеемся, что другие галереи будут уделять фотографии всё больше внимания», — говорит Кикен. «Возможно, в какой-то момент нужда в специализированных галереях отпадёт, но тогда можно будет сказать, что наша миссия выполнена». Выставка «50 лет | 50 фотографий» в галерее Kicken, Берлин, продлится до 20 декабря.

За свою 50-летнюю историю, галерея Кикен получила права на наследие нескольких крупных авторов, в числе которых Умбо (Umbo), Эрвин Блюменфельд (Erwin Blumenfeld) и голландский фотограф Эд ван дер Элскен (Ed van der Elsken). Эта фотография ван дер Элскена, изображающая сестёр-двойняшек из Амстердама, одна из нескольких на выставке, запечатлевающих пары женщин — коллег, друзей, сиблингов, или мать и дочь. Nederlands Fotomuseum © Ed van der Elsken
Оригинал на сайте The Guardian
Перевод с английского Александра Курловича