Сибилла Бергеманн – Александерплатц, Берлин, 1967 год
Сейчас, галерея Кикен расположена в сохранившемся здании времен Вильгельма I на бульваре Кайзердамм в Западном Берлине. В этом необычайно нетронутом историческом месте Берлина «50 лет | 50 фотографий» также прослеживает разрушение, реконструкцию и разделение города, включая этот поразительный снимок Сибиллы Бергеманн, родившейся в Берлине в 1941 году и бывшей ведущей документалистки повседневной жизни в Восточной Германии. © Estate of Sibylle Bergemann


Когда покойный муж Аннетты Кикен, Рудольф, основал фотогалерею в Аахене в 1974 году, фотография редко воспринималась как полноценное искусство. До открытия крупных немецких фотомузеев, таких как Музей Людвига в Кёльне или C/O Berlin, оставались ещё годы. В Великобритании Национальная портретная галерея только что назначила своего первого куратора фотографии. В США Музей Метрополитен не создавал отдела фотографии до 1992 года. Число галерей и коллекционеров, специализировавшихся на этом медиа, было так мало, что они называли себя международной «фотографической семьей».


Хельга Парис — Автопортреты, 1981-1989 годы
«50 лет | 50 фотографий» открывается тремя работами из серии автопортретов Хельги Парис, сделанной в 80-е годы. Подходящее начало для выставки, отражающей течение времени: меняющиеся наряды, прически и выражения лица Пэрис напоминают не только о перипетиях ее личной биографии, но и о последних годах Германской Демократической Республики — теме многих ее работ. © Helga Paris


«Это была очень маленькая сцена», — говорит Кикен, присоединившаяся к галерее в 1990 году. «Институциональных выставок было очень мало. Рынка не существовало. Художников забывали, а их работы нередко просто выбрасывали».

Галерея Кикен, переехавшая из Аахена в Кёльн в 1979 году, а позднее, в 1999 — в Берлин, стремилась продвигать и сохранять фотографию с момента её изобретения до наших дней. Благодаря участию в международных ярмарках, таких как Арт-Базель, и активному сотрудничеству с музеями, галерея довольно быстро смогла возродить интерес к основоположникам жанра и добиться признания сюрреалистической фотографии, чешского модернизма и Баухауса, а также новой цветной американской фотографии и художественной документалистики как в Западной, так и в Восточной Германии.


Яромир Функе — Z Cyklu Cas Trvá, from Time Lasts, 1937 год
Галерея Кикен представляет на международном арт-рынке нескольких лидеров чешской авангардной фотографии, включая Франтишека Дртикола (František Drtikol), Ярослава Рёсслера (Jaroslav Rössler) и Яромира Функе (Jaromír Funke). Черпая вдохновения в кубизме, новой объективности, абстракции и сюрреализме, Функе был пионером в экспериментах с зеркалами, сглаживанием и отражениями. Многие его работы находятся сейчас в коллекциях крупных музеев. © 2024 Miloslava Rupešová


Выставка «50 лет | 50 фотографий» в берлинской галерее Кикен отражает как наследие галереи, так и постепенное признание фотографии средством художественного выражения. Куратором выставки стал Вильгельм Шюрман, сам фотограф, коллекционер и соучредитель галереи вместе с Рудольфом Кикеном.

Его фотографический взгляд ощущается во всей экспозиции. Мотивы, темы и формы повторяются и перекликаются друг с другом по всей галерее. Мы видим фейерверк на фоне чёрного неба в работе «Восточный Берлин, канун Нового года» Арно Фишера (1989/90), затем синкопированный ритм окон на белом фасаде в «Мадрид, Испания» Анри Картье-Брессона (1933). Изогнутая рукоятка зонтика у читателя в Булонском лесу Лизетты Модел и, двумя кадрами позже, изогнутая трость на «Дженни Капитан» Хельмута Ньютона (1977).


Лизетта Модел — Булонский лес, 1938 год
Когда галерея Кикен только открылась, многие фотографы первой половины 20 века были ещё живы, что позволило галерее установить отношения с пионерами жанра. Австрало-Американка Лизетта Модел обратилась к фотографии в середине 1930-х годов и создала впечатляющее портфолио чистых, не редактированных стрит-фотографий. С 1951 года она преподавала фотографию в Нью-Йоркской Новой Школе, где среди её учеников была Диана Арбус. © 2024 Estate of Lisette Model


Индустриальное развитие и независимость женщин — постоянные темы. То же можно сказать о линиях, блоках и прочих архитектурных структурах города, и хрупких телах, которые движутся или тоскуют по движению в своём окружении. Прежде всего, это переплетение взглядов — от подозрительного в собственном «Дублине» Шюрмана (1973) до косого в «Нью-Йорке» Уильяма Кляйна (1954) или опущенных глаз в «Автопортрете с Атой Кандо» Эда ван дер Элскена (1952). На выставке, посвященной тому, как демонстрируется и воспринимается фотография, представлены объекты, на которые мы смотрим, которые закрывают глаза и приглашают нас присмотреться внимательнее.


Вильгельм Шюрман — Ирландия (Дублин), 1973 год
Как фотограф, коллекционер и со-основатель Кикен, Шюрман предлагает одновременный взгляд изнутри и снаружи на историю галереи, говорит Аннетта Кикен. «Этот взгляд очень личный, очень избирательный, очень особенный». Собственная работа Шюрмана представлена двумя фотографиями, включая портрет из Дублина. © Wilhelm Schürmann


«Мы надеемся, что другие галереи будут уделять фотографии всё больше внимания», — говорит Кикен. «Возможно, в какой-то момент нужда в специализированных галереях отпадёт, но тогда можно будет сказать, что наша миссия выполнена». Выставка «50 лет | 50 фотографий» в галерее Kicken, Берлин, продлится до 20 декабря.


Эд ван дер Элскен — Амстердам, Ньюмаркт, 1956 год
За свою 50-летнюю историю, галерея Кикен получила права на наследие нескольких крупных авторов, в числе которых Умбо (Umbo), Эрвин Блюменфельд (Erwin Blumenfeld) и голландский фотограф Эд ван дер Элскен (Ed van der Elsken). Эта фотография ван дер Элскена, изображающая сестёр-двойняшек из Амстердама, одна из нескольких на выставке, запечатлевающих пары женщин — коллег, друзей, сиблингов, или мать и дочь. Nederlands Fotomuseum © Ed van der Elsken


Оригинал на сайте The Guardian
Перевод с английского Александра Курловича