Когда покойный муж Аннетты Кикен, Рудольф, основал фотогалерею в Аахене в 1974 году, фотография редко воспринималась как полноценное искусство. До открытия крупных немецких фотомузеев, таких как Музей Людвига в Кёльне или C/O Berlin, оставались ещё годы. В Великобритании Национальная портретная галерея только что назначила своего первого куратора фотографии. В США Музей Метрополитен не создавал отдела фотографии до 1992 года. Число галерей и коллекционеров, специализировавшихся на этом медиа, было так мало, что они называли себя международной «фотографической семьей».
«Это была очень маленькая сцена», — говорит Кикен, присоединившаяся к галерее в 1990 году. «Институциональных выставок было очень мало. Рынка не существовало. Художников забывали, а их работы нередко просто выбрасывали».
Галерея Кикен, переехавшая из Аахена в Кёльн в 1979 году, а позднее, в 1999 — в Берлин, стремилась продвигать и сохранять фотографию с момента её изобретения до наших дней. Благодаря участию в международных ярмарках, таких как Арт-Базель, и активному сотрудничеству с музеями, галерея довольно быстро смогла возродить интерес к основоположникам жанра и добиться признания сюрреалистической фотографии, чешского модернизма и Баухауса, а также новой цветной американской фотографии и художественной документалистики как в Западной, так и в Восточной Германии.
Выставка «50 лет | 50 фотографий» в берлинской галерее Кикен отражает как наследие галереи, так и постепенное признание фотографии средством художественного выражения. Куратором выставки стал Вильгельм Шюрман, сам фотограф, коллекционер и соучредитель галереи вместе с Рудольфом Кикеном.
Его фотографический взгляд ощущается во всей экспозиции. Мотивы, темы и формы повторяются и перекликаются друг с другом по всей галерее. Мы видим фейерверк на фоне чёрного неба в работе «Восточный Берлин, канун Нового года» Арно Фишера (1989/90), затем синкопированный ритм окон на белом фасаде в «Мадрид, Испания» Анри Картье-Брессона (1933). Изогнутая рукоятка зонтика у читателя в Булонском лесу Лизетты Модел и, двумя кадрами позже, изогнутая трость на «Дженни Капитан» Хельмута Ньютона (1977).
Индустриальное развитие и независимость женщин — постоянные темы. То же можно сказать о линиях, блоках и прочих архитектурных структурах города, и хрупких телах, которые движутся или тоскуют по движению в своём окружении. Прежде всего, это переплетение взглядов — от подозрительного в собственном «Дублине» Шюрмана (1973) до косого в «Нью-Йорке» Уильяма Кляйна (1954) или опущенных глаз в «Автопортрете с Атой Кандо» Эда ван дер Элскена (1952). На выставке, посвященной тому, как демонстрируется и воспринимается фотография, представлены объекты, на которые мы смотрим, которые закрывают глаза и приглашают нас присмотреться внимательнее.
«Мы надеемся, что другие галереи будут уделять фотографии всё больше внимания», — говорит Кикен. «Возможно, в какой-то момент нужда в специализированных галереях отпадёт, но тогда можно будет сказать, что наша миссия выполнена». Выставка «50 лет | 50 фотографий» в галерее Kicken, Берлин, продлится до 20 декабря.
Оригинал на сайте The Guardian
Перевод с английского Александра Курловича