Уже более трех десятилетий Artissima остается одной из самых прогрессивных площадок для современного искусства в Европе. В этом году ярмарка вновь подтвердила свой статус центра инноваций и креативности, представив четыре основных и три кураторских раздела. Особое внимание было уделено фотографии: от исторических работ пионеров медиума в секции «Back to the Future» до экспериментальных проектов молодых авторов в «Present Future». Среди ключевых событий — презентация работ выдающегося украинского фотографа Бориса Михайлова галереей Guido Costa Projects и вручение престижной премии Tosetti Value Award for Photography, отмечающей наиболее проницательное исследование современного социально-экономического контекста. В эксклюзивном интервью Photographer. ru директор ярмарки Луиджи Фасси подвел итоги мероприятия и поделился своим видением будущего арт-рынка.
– Как бы вы описали основную концепцию и отличительные особенности Artissima 2024? Что делает этот год особенным?
– Artissima 2024 продолжает поддерживать свою уникальную позицию как прогрессивная и экспериментальная ярмарка, сфокусированная на современном искусстве, объединяющая новые голоса, актуальные творческие запросы, международные перспективы и исторические фигуры последних четырёх десятилетий, которые стоит заново открыть.
Тема этого года, «Эпоха Мечтаний», сосредоточена на человеческой способности постоянно воображать новые сценарии и альтернативные реальности, раскрывая силу человеческого разума в формировании будущего, богатого возможностями.
Присутствие 189 галерей из 34 стран, сочетающее дебютантов и возвращающихся участников, подчёркивает роль ярмарки как центра связей, проектов и инвестиций, распространяющихся из Турина как на национальный, так и на международный художественный ландшафт.
В то же время роль Artissima как инкубатора творческих и предпринимательских сил последовательно проявляется как в пространствах ярмарки, с её курируемыми секциями и мероприятиями, так и в городской среде через специальные проекты.
– Фотография всё чаще присутствует на ярмарках современного искусства. Как вы оцениваете её роль на Artissima, и какие тенденции вы наблюдаете в подходе галерей и коллекционеров к фотографии как к современному искусству?
– Фотография является одним из важнейших творческих языков в ландшафте современного искусства и давно стала неотъемлемой частью культурного предложения Artissima. С 2020 года ярмарка присуждает специальную премию, Tosetti Value Award for Photography, фотографической работе, которая считается наиболее проницательной в понимании социально-экономического контекста нашего текущего горизонта. В этом году посетители ярмарки также увидят выставку фотографических работ Оливо Барбьери на стенде Intesa Sanpaolo, представляющую предварительный просмотр большой выставки, запланированной на февраль 2025 года в Gallerie d'Italia – Turin. Что касается восприятия, мы наблюдаем сильный интерес среди галерей и коллекционеров к фотографии как к повествовательному и документальному языку, а также как к медиуму, который бросает вызов техническим и концептуальным границам, часто вступая в диалог с другими формами искусства в совместном исследовании социальных, экологических и идентичностных тем.
– В этом году Artissima представляет работы Бориса Михайлова, одного из самых влиятельных фотографов из Восточной Европы. Не могли бы вы рассказать подробнее о решении показать его работы и их значении в контексте ярмарки?
– Борис Михайлов является центральной фигурой в современной фотографии, особенно в контексте Восточной Европы. Присутствие его работ на Artissima подчёркивает стремление галерей предложить нашей аудитории глубокие и богатые перспективы, которые бросают вызов и расширяют наше понимание современной жизни. Работы Михайлова позволяют нам подчеркнуть роль фотографии не только как художественного средства, но и как мощного инструмента социально-политической рефлексии, что глубоко резонирует с нашей миссией продвигать диалоги, затрагивающие как искусство, так и общество.
– Как вы оцениваете представленность восточноевропейских художников, особенно из России и Украины, на Artissima? Какие уникальные перспективы они привносят в диалог о современном искусстве?
– Artissima является международной платформой, способствующей встречам и диалогу между художниками, галеристами, коллекционерами и кураторами. В этом году на ярмарке представлены галереи из 34 стран с 4 континентов. Благодаря этой разнообразной панораме то, что происходит в Турине через Artissima, выходит за рамки коммерческой сферы, создавая уникальную возможность для культурного обмена. Восточноевропейские художники, включая представителей Украины и России, вносят свой вклад в эту живую атмосферу, где искусство во всех его критических нюансах остаётся в центре внимания.
– Не могли бы вы описать процесс отбора участвующих галерей и художников? Какие качества или характеристики вы ищете?
– Наш процесс отбора участвующих галерей и художников основан на приверженности качеству, инновациям и актуальности. Каждый год мы ищем галереи и художников, которые не только демонстрируют техническое мастерство и концептуальную глубину, но и приверженность экспериментам и диалогу между дисциплинами и контекстами. Наша цель – создать ярмарку, которая предлагает аудитории динамичный и побуждающий к размышлениям опыт, отражающий разнообразие современных художественных практик, выделяя при этом появляющиеся таланты и признанные голоса, которые значимо вносят вклад в дискурс об искусстве и обществе.
– В последние годы мы наблюдаем появление NFT и искусства, созданного с помощью ИИ, на арт-рынке. Как Artissima подходит к этим новым формам художественного выражения?
– В последние годы Artissima предоставляла платформу для NFT. Сейчас, я считаю, пришло время свободно наблюдать за тем, что галереи и художники представляют в различных медиа. Другими словами, нет особой необходимости, на мой взгляд, выделять новые медиа. Именно художники указывают путь, а не мы как институция. Роль Artissima заключается в том, чтобы отфильтровывать и показывать лучшее, что мы встречаем на мировой сцене, и представлять это в доступной форме нашей аудитории, которая включает как профессионалов, так и большое число энтузиастов искусства, которые собираются в Турине со всего мира каждый год, чтобы посетить ярмарку.
– Как директор одной из самых значимых ярмарок современного искусства в Италии, как вы балансируете коммерческие аспекты с необходимостью поддерживать экспериментальные и инновационные художественные практики?
– Одна из сильных сторон Artissima заключается именно в её способности укреплять свою коммерческую деятельность как на национальном, так и на международном уровне, одновременно утверждая себя как культурный институт и инкубатор творческой энергии, поддерживающий современное искусство и его protagonists.
Ярмарка освещает галереи и художников, которых она представляет, но также создаёт премии, синергии и специальные проекты, тем самым активно поощряя художественное производство и творческое мышление, на котором оно основано. В этом смысле Artissima сочетает коммерческие возможности с ролью окна в современный культурный ландшафт, где художники и энтузиасты могут каждый год находить вдохновение, погружаясь во вселенную, которая объединяет вклады со всего мира.
– Не могли бы вы поделиться некоторыми соображениями об институциональных приобретениях на Artissima? Как этот аспект ярмарки способствует карьерам художников и развитию музейных коллекций?
– Институциональные приобретения на Artissima являются краеугольным камнем ярмарки, предоставляя как ценные возможности для художников, так и значимый вклад в рост музейных коллекций. Ярмарка включает исторический Фонд приобретений Fondazione per l'Arte Moderna e Contemporanea CRT, который для этого выпуска был увеличен до 280.000 евро, достигнув самого высокого бюджета за последние двенадцать лет. Кроме того, такие награды, как Премия Маттео Вильетта, где приобретённые работы присоединяются к уважаемой Collezione La Gaia, и Премия Этторе и Инес Фико, которая была обновлена в свой 15-й год, чтобы сосредоточиться на молодых художниках с приобретениями для MEF Museo Ettore Fico, отражают приверженность Artissima поддержке emerging талантов и их сохранению в значимых коллекциях. Наконец, Premio Pista 500, учреждённая в прошлом году Pinacoteca Agnelli, даёт художнику уникальную возможность создать постоянное произведение искусства на крыше трека Lingotto, расположенного рядом с Artissima.