В пространстве миланского Superstudio Più фотография перестаёт быть просто документом или декорацией – здесь она становится перекрёстком смыслов, где 77 галерей из 25 стран выстраивают многоголосую беседу между прошлым и будущим, традицией и экспериментом, объектом и наблюдателем. Четырнадцатая MIA Photo Fair разворачивается как территория встречи различных способов видеть и показывать мир.
Вместо привычной белой коробки галерейного пространства – лабиринт визуальных диалогов. Фотография, пожалуй, наиболее двойственное из искусств: претендуя на объективность, она всегда остаётся глубоко субъективной. Эту противоречивость директор MIA Photo Fair BNP Paribas Франческа Мальгара не стала сглаживать, а, напротив, сделала центральной темой ярмарки, назвав её «Диалоги».
Между стендами галерей движется пёстрая миланская публика: кураторы в геометрично скроенных пиджаках, коллекционеры с внимательными глазами, модные горожане, использующие выставку как антураж для своих инстаграм-историй. Вернисажи и открытия выставок давно превратились в гибрид светского салона и интеллектуального форума. Но за социальной мишурой скрывается серьёзная работа, позволяющая ощутить, как изменилась фотография за последнее десятилетие.
«Фотография – это уже не то, что вешают на стену», – замечает куратор раздела OFF-THE-WALL Эрик Кесселс, стоя перед инсталляцией шведского художника Карла Андера. Бывший рекламщик и собиратель анонимных фотографий, Кесселс привёз в Милан тринадцать художников, которые разрушают традиционные представления о фотовыставке. Кажется, что традиционный снимок в раме – это уже архаика, музейный экспонат, реликт ушедшей эпохи.
Но стоит перейти в секцию «Главная», чтобы убедиться: классическая фотография не просто жива, она процветает, вступая в сложные отношения с современностью. Здесь представлены проекты, многие из которых ранее не выставлялись, связывающие поколения художников в размышлении о языке, стилях и интерпретациях. Особое внимание уделено коллективным выставкам женщин-художниц, исследующих память, идентичность и напряжение между силой и уязвимостью.
Ярмарка разделена на четыре секции, каждая со своим куратором и концепцией. Помимо «Главной», это «Beyond Photography – Dialogue» под руководством Доменико де Кирико, «Reportage Beyond Reportage», курируемая Эмануэлой Маццонис ди Пралафера, и «FOCUS», которую подготовила Риша Патерлини. Последняя в этом году посвящена Швейцарии, продолжая традицию освещения зарубежной страны или конкретного географического региона.
Центральный павильон Superstudio заполнен стендами галерей, но самое интересное происходит на периферии. В отдельном зале развернулась выставка «24 OpeRE», представленная компанией Eberhard & Co. Двадцать четыре работы известных фотографов следуют за разными часами дня, создавая визуальное повествование, исследующее парадокс между измеримым временем и прожитым временем. Центральной темой выставки стало отношение каждой работы с её рамой, каждая из которых является авторским творением, подписанным Чече Казиле.
«Рама превращается из декоративного элемента в инструмент прочтения и интерпретации», – поясняет куратор выставки, показывая на фотографию Луиджи Гирри, заключённую в асимметричную структуру из состаренного дерева. Действительно, здесь рама – не просто обрамление, она становится частью произведения, диалогом между изображением и пространством, между взглядом автора и зрителя.
В другом углу ярмарки – стенд Deloitte Photo Grant, международного гранта, продвигаемого Deloitte Italy под художественным руководством Дениса Курти. В этом году пространство оформлено подборкой изображений победителей от первого выпуска до настоящего времени: Ньюша Таваколян, Фернанда Либерти и Давиде Монтелеоне, с упоминанием победителя Open Call 2024 года Фабиолы Ферреро.


Необычным проектом стала выставка «Dream Role» британского кинорежиссёра Питера Челсома. В пространстве MyOwngallery представлена изысканная подборка чёрно-белых изображений, сделанных на съёмочных площадках его фильмов. Снимки, выполненные с ироничной перспективой, приоткрывают зрителю мир кинематографического закулисья. От «Funny Bones» до «Shall We Dance?», от «Serendipity» до «Hector and the Search for Happiness» — выставка предлагает путешествие через тридцатипятилетнюю карьеру режиссёра.
Но наиболее концептуально сильным оказался проект Луиджи Спины «Interno pompeiano», представленный компанией AON. Восемь крупноформатных работ, часть ограниченного тиража, были созданы во время пандемии. По случаю исключительного закрытия Археологического парка Помпеи для публики Спина запечатлел город в уникальном состоянии изоляции, следуя за изменениями естественного света и улавливая его различные нюансы на мозаичных полах, во дворах домов и на настенных росписях, населённых выразительными фигуративными элементами.
Швейцарский фокус ярмарки оказался неожиданно богатым. Недавно Швейцария превратилась в важный центр фотографии, и её присутствие на ярмарке имеет особый вес. Среди институтов, представляющих Швейцарию, – Фонд Бюньон, созданный в 2022 году по наследству, оставленному Фелицитас Бюньон, с целью продвижения искусства и поддержки художников через резиденции, мероприятия и встречи.

Как мероприятие, MIA Photo Fair BNP Paribas выходит за рамки простой торговой площадки. Это лаборатория идей, поле экспериментов и испытаний новых художественных практик. Об этом свидетельствуют семь конкурсов и премий, которые обогащают культурное предложение ярмарки, демонстрируя приверженность мероприятия продвижению фотографии и поддержке наиболее интересных голосов международной сцены.
Премия BNL BNP Paribas, теперь в четырнадцатом выпуске, является старейшей среди премий, учреждённых ярмаркой. Она посвящена лучшему художнику, выбранному из представленных на мероприятии, и состоит в приобретении одной из его работ для коллекции BNL BNP Paribas, которая теперь насчитывает около 6000 произведений.
Особый интерес вызвала премия Casa Museo Molinario Colombari – Visual Dialogues, продвигаемая Casa Museo Molinario Colombari в Милане. Она посвящена признанию галереи, дизайн выставки которой создаёт гармоничный диалог между произведениями, художниками и выставочным пространством, стимулируя размышления о множественности художественных языков.


Ярмарка также становится площадкой для образовательных программ. Четырнадцатое издание приветствует дебют нового семинара, посвящённого изучению современной издательской фотографии, под кураторством Николаса Балларио, организованного студией Cucù и проведённого в сотрудничестве с Esquire Italia. Курс обучения состоит из семи очных уроков, которые будут проходить с 20 по 23 марта 2025 года, с двумя встречами в день.
Неотъемлемой частью семинара является специальный конкурс, который приглашает участников создавать фотографический контент на ярмарке. Победитель конкурса получит право на публикацию четырёх своих снимков в качестве внутренних обложек в Esquire Italia.
Пространство между образовательной программой и рыночными стратегиями заполняет богатая культурная программа, включающая встречи по премиям и беседу, проведённую BNL BNP Paribas. Особое внимание будет уделено презентации Отчёта 2025 года о состоянии рынка искусства и предметов коллекционирования, представленного Deloitte. Кроме того, будут проведены два углубленных обсуждения темы искусственного интеллекта, применяемого в области искусства, фокус Эрика Кесселса на изменениях в фотографии как языке, открытом для новых экспериментов, и беседа о сохранении, восстановлении и оцифровке крупноформатных стеклянных пластин из архивов Алинари, посвящённая истории фотографии.

«Фотография – это не только искусство, это язык, который эволюционирует и трансформируется вместе с нами», – сказала во время открытия ярмарки её директор Франческа Мальгара. И действительно, блуждая по залам Superstudio, понимаешь, что фотография давно перестала быть фиксацией момента – она стала медиумом, который позволяет не просто видеть, но и думать, чувствовать, взаимодействовать с миром на более глубоком уровне.
Ярмарка MIA Photo Fair BNP Paribas продлится до 23 марта, но её эффект будет ощущаться гораздо дольше – в новых сотрудничествах между художниками и кураторами, в обогащении коллекций, в смещении акцентов в разговоре о фотографии от технических аспектов к содержательным. В мире, перенасыщенном образами, умение вести визуальный диалог становится не просто профессиональным навыком, но необходимым условием полноценного участия в культурной жизни.
Информация о мероприятии:
MIA Photo Fair BNP Paribas
20-23 марта 2025 года
Превью только по приглашениям: 19 марта 2025 года
Милан, Superstudio Più, Via Tortona 27