ХЕЛЕН ШМИЦ, II Muro, 2023, архивная пигментная печать, установленная с Diasec в раме грецкого ореха, 90 x 120 см, ed 1/5 + 2 AP, courtesy WILLAS contemporary

В марте 2025 года в Милане завершилась 14-я ярмарка MIA Photo Fair BNP Paribas — событие, которое по праву считается главной фотографической платформой Италии. При Франческе Мальгаре, возглавляющей ярмарку второй год, мероприятие трансформировалось в место пересечения различных фотографических практик, языков и поколений.

77 галерей из 25 стран представили разнообразные подходы к фотографии — от архивных снимков до новейших экспериментов, выходящих за рамки традиционного представления о том, что такое фотографическое изображение. Центральной темой ярмарки стали «Диалоги» — концепция, которая позволила объединить классическую фотографию и современные исследования, коммерческие проекты и экспериментальные практики, создав по-настоящему живую и динамичную среду.

О том, как найти баланс между традицией и новаторством, рынком и художественным поиском, мы поговорили с директором ярмарки Франческой Мальгарой.


Концепция и видение ярмарки

– В этом году центральная тема ярмарки — «Диалоги». Каким образом вы пришли к этой концепции и как она отражает современное состояние фотографии как медиума?

– Мы пришли к теме «Диалоги», размышляя о том, чем является фотография сегодня: это открытый язык, построенный на связях, сопоставлениях, взаимном влиянии. В эпоху постоянной коммуникации нам показалось естественным воспринимать фотографию как пространство обмена, а не утверждения. Фотография больше не просто изображение — это отношения.

Патриция Фрейзер, Голая правда, 2016, деталь polaroid maniata перенесена на бумажную подложку акварель 300г., 122 х 41 см, 1 образец, courtesy The Lanterns / Art

– За второй год вашего руководства ярмаркой, какие изменения вы внесли в её структуру и философию? Что стало для вас главным вызовом?

– Мы стремились сделать ярмарку ещё более междисциплинарной, создавая диалог между поколениями, визуальными языками и культурами. Одна из главных сложностей — найти баланс между рынком и художественным исследованием, при этом поддерживая проекты, которые могут быть менее «простыми», но культурно значимыми.

– Вы говорите о фотографии как о «точке встречи между различными видениями мира». Как, по-вашему, меняется роль фотографического искусства в эпоху, когда создание изображений стало повседневной практикой для миллионов людей?

– Мы живем в гипервизуальном мире. Но именно потому, что нас окружает поток изображений, возникает потребность замедлиться и всмотреться внимательнее. Сегодня фотография может быть формой сопротивления, приглашением к глубине в эпоху бесконечной прокрутки. Именно в этом её ценность — она заставляет не только смотреть, но и размышлять.

Соня Скаккабароцци, In&Out 12.24, 2024, 70 x 100 см, смешанная техника, цельный. Courtesy: LAB 1930. СОВРЕМЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ

Художественные тенденции и открытия

– Какие новые подходы к фотографии вас особенно впечатлили среди работ, представленных на ярмарке в этом году?

– Нас впечатлило использование фотографии в иммерсивных инсталляциях, а также практики, которые сочетают архивные, винтажные изображения и ИИ для создания гибридных повествований. Мы видим мощное стремление выйти за рамки классического формата.

– Выставка OFF-THE-WALL под кураторством Эрика Кесселса предлагает переосмыслить границы фотографии. Как вы видите будущее фотографического изображения — оно останется на стене или полностью трансформируется в нечто иное?

– Эта выставка буквально разрушает границы. Фотография становится подвижной, превращается в объект, в опыт, иногда в перформанс. Думаю, будущее всё меньше будет «на стене» и всё больше — многомерным.

Джада Рипа, Триптих Внутреннее Японское море (по мотивам альбома Феличе Беато 1868 года и рукописи «Путешествие в Японию» Матильды Руинарт), 2015-2017, архивная печать Gyclee, 80 x 100 см, изд.2/6 + 1, Courtesy APThe Lanterns / Art

Бутси Холлер, KONA-0416.1542, 2021, архивная пигментная печать, 61 x 81,2 см, издание: 4 из 6, предоставлено: Alta Vista Arts

– В секции FOCUS в этом году представлена Швейцария. Что отличает швейцарскую фотографическую школу и почему именно эта страна привлекла ваше внимание?

– Швейцарская сцена поразила нас сочетанием формальной строгости и концептуальной смелости. Это фотография, которая наблюдает с точностью, но не боится выходить за пределы изображения. Мы также хотели обратить внимание на качественные, но малоизученные контексты — и на страну без геополитических или военных конфликтов.

– На ярмарке представлены как исторические фотографии, так и работы, созданные с использованием искусственного интеллекта. Как, по-вашему, технологические инновации меняют природу фотографии как искусства?

– ИИ — один из главных вызовов сегодняшнего дня. Он не столько заменяет фотографа, сколько открывает новые творческие возможности. Конечно, меняется само понятие «авторства», но не обязательно в негативную сторону: это заставляет нас по-новому переосмыслить, что значит «делать фотографию» сегодня.

Джордж Майер, Портрет либидо и мортидо #4, 2017, фотография, 90 x 70 см, ограниченный выпуск 6. - Джордж Майер. Галерея: Lightoworks

Рынок фотографии и коллекционирование

– BNL BNP Paribas в этом году стал титульным спонсором ярмарки. Как это сотрудничество влияет на стратегию развития мероприятия?

– Важно отметить, что это Title Sponsor — бренд вошёл в название ярмарки. Это партнёрство усиливает наше институциональное и международное присутствие и позволяет больше инвестировать в поддержку молодых художников и культурные программы. Это не только финансовый вопрос, но и общность взглядов.

– Какие советы вы бы дали начинающим коллекционерам фотографии — на что обращать внимание при выборе работ сегодня?

– Следуйте интуиции, но получайте знания, посещая выставки и ярмарки. Смотрите не только на имя художника, но и на целостность его художественного поиска. И, если возможно, доверяйтесь галерее — отношения с тем, кто продаёт работу, имеют большую ценность.

Культурная программа и образование

– На ярмарке проводятся дискуссии об искусственном интеллекте в искусстве. Как вы относитесь к этим технологиям — это угроза или новые возможности для фотографов?

– Скорее, это стимул. Главное — не использовать ИИ как лёгкий путь, а как творческий инструмент. Важно сохранять критическое мышление и этику изображения.

Анна Голубовская, город танго "Александра и Андрей, Ольга и Александр", 2024, ручная печать изобразительного искусства на бумаге Ilford Multigrade IV RC De Luxe satin (25M), h. 30 x 40 см, уникальная работа, предоставлено: Галерея Паолы Коломбари

– Проект «Стеклянные гиганты» посвящен историческим негативам братьев Алинари. Насколько важна, по-вашему, связь с историей фотографии для понимания её современного состояния?

– Прошлое даёт нам ключи к пониманию настоящего. Негативы Алинариев — не просто документы, это живая память. Понимание нашего прошлого помогает понять, куда мы движемся.

Личное и перспективы

– Есть ли среди представленных на ярмарке работ те, которые вы бы хотели приобрести для своей личной коллекции?

– Да, есть! Но я предпочитаю не называть имён… скажу лишь, что некоторые работы тронули меня настолько, что захотелось забрать их домой.

– Как вы видите MIA Photo Fair через пять лет? Каким направлениям развития вы планируете уделять особое внимание?

– Мне бы хотелось, чтобы MIA Photo Fair bnp BNP Paribas становилась всё более международной и исследовательской, не теряя связи с итальянской реальностью. Мы хотим быть динамичной платформой, способной обновляться и говорить с новым поколением.

(BASSA) Аль Фадхил, ожидание, 2006/2025, цифровая печать на фотобумаге, 50,8 / 70 см, 1/3. - Аль-Фадхил. Галерея: Gaze-Off

Фотография и общество

– Как вы оцениваете вклад итальянских фотографов в развитие мировой фотографии сегодня? В чём их особенность?

– Появляется новое поколение итальянских фотографов, приносящих свежий и интернациональный взгляд. Их сила — в способности сочетать эстетику и содержание, размышление и эксперимент.

– Какую роль должны играть такие события, как MIA Photo Fair, в культурной жизни города и страны, помимо коммерческой составляющей?

– Мы хотим, чтобы MIA стала лабораторией, точкой притяжения как для любителей фотографии, так и для тех, кто только начинает её открывать. Это не только рынок, но и место встречи, роста и сообщества.


Франческа Мальгара, Директор ярмарки MIA Photo Fair © MIA Photo Fair
Франческа Мальгара, Директор ярмарки MIA Photo Fair © MIA Photo Fair

Франческа Мальгара — директор MIA Photo Fair, ведущей итальянской ярмарки, посвящённой современному искусству фотографии. С 2023 года она возглавляет мероприятие, сменив основателя Фабио Кастелли, и активно работает над его интернационализацией и расширением культурной программы.​

Под её руководством ярмарка усилила акцент на международных партнёрствах и новых форматах, включая проекты, исследующие границы между фотографией и другими медиа. Франческа Мальгара также курирует инициативы, направленные на поддержку молодых авторов и развитие диалога между искусством и технологиями.​

MIA Photo Fair проходит ежегодно в Милане и считается ключевым событием в европейском арт-календаре.