Юсуф Карш в диалоге с портретируемым, 1960-е, Copyright Artist

Я всегда любил и ценил, когда фотографы снимают художников в их студиях. Это особый момент, потому что для многих художников студия – это священное пространство. Оно глубоко лично и часто уязвимо – место, где идеи либо соединяются, либо пребывают в постоянной борьбе. Допускать сюда посторонних – это как открывать свое сердце и делиться самыми сокровенными чувствами. Так что, если художник приглашает кого-то в студию, для этого нужен определенный уровень доверия.

Позволить фотографу прийти и снимать в студийном пространстве – это даже еще более интимный акт. Когда я смотрю работы Юсуфа Карша, я восхищаюсь тем, как он улавливал суть своих объектов, особенно художников. Карш умел запечатлевать их так естественно, что мы просто чувствуем доверие художников к его взгляду и работе. Это чудесно наблюдать, и это подвинуло нас на написание этой статьи – чтобы представить работу Карша тем, кто с ней незнаком.

Юсуф Карш, канадско-армянский фотограф, стал одним из известнейших фотографов-портретистов ХХ столетия, снимавшим многих известнейших людей своего времени. Карьера Карша продолжалась свыше 60 лет, а его работы широко известны не только благодаря техническому мастерству, но умению автора передать характер и внутреннюю сущность портретируемых. Благодаря своей замечательной работе, он оставил неизгладимый след в мировой портретной фотографии.

Ранняя жизнь и влияние невзгод

У Карша, родившегося в Мардине в 1908 году, было тяжелое детство, так как его семье пришлось бежать от устроенного турками геноцида армян в Сирию. В 16 лет он перебрался в Канаду, где жил у своего дяди, Джорджа Накаша, фотографа в Шербруке, Квебек. Его ранний опыт столкновения с трудностями и борьбы с ними сильно повлиял на художническое видение Карша, придав ему глубокую эмпатию, что позже отличало его портреты. Обучаясь у своего дяди, Карш сильно увлекся фотографией, и в 1931 году он перебрался в Оттаву, где открыл собственную студию.

Сущность портрета: Характерный стиль Карша

Карш развил свой характерный стиль, отличавшийся тщательно подобранным светом, композицией и способностью входить в доверие к портретируемым. В отличие от многих фотографов своего времени, он не ограничивался запечатлением лишь внешних черт человека. Вместо этого Карш стремился передать внутреннюю сущность, личность и характер. Чтобы добиться этого, он использовал освещение, подчеркивающее скульптуру лица и рук портретируемых, что, по его мнению, было самым важным для выявления их личности.

Одной из его «торговых марок» стало драматическое использование светотени для создания ощущения глубины и многомерности, практически являющееся откликом на прием, использовавшийся в ренессансной живописи. Карш использовал сложные схемы освещения, часто с большим количеством источников света, диффузоров и рефлекторов, чтобы достичь необходимого эффекта. Этот подход позволял ему подчеркивать определенные черты лица, создавая изображения почти скульптурного качества.

1.Макс Эрнст, 1965; 2. Жан-Поль Риопель, 1965. © Юсуф Карш

Запечатлел иконы 20-го столетия

Большой прорыв у Карша произошел в 1941 году, когда он снял портрет премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля. На легендарной ныне фотографии Карш запечатлел Черчилля в момент смелой решимости, его нахмуренное лицо как бы символизирует стоическую непреклонность Великобритании в войне. История «за сценой» съемки этого портрета известна, пожалуй, почти так же, как и сама фотография. Как раз перед тем, как нажать на кнопку, Карш вынул изо рта Черчилля его неизменную сигару, что спровоцировало вызывающее выражение на лице премьер-министра, которое Карш успел заснять. Этот портрет принес Каршу мировую славу как мастеру-портретисту, способному успешно снимать сильных личностей.

Уинстон Черчилль, 1941, © Юсуф Карш

После портрета Черчилля Карш фотографировал множество художников, включая: Пабло Пикассо, Хелен Франкенталер, Джорджия О’Кифф, Энди Уорхолл, Макс Эрнст, Альберто Джакометти, Жан-Поль Риопель и Пьер Сулаж. Эти портреты были более, чем просто документацией; они были исследованием личности, авторитета, креативности и человеческой сложности. Фокусируясь на глазах, руках и часто мимолетных выражениях лиц своих моделей, Карш был способен выразить как силу, так и уязвимость.

1. Пабло Пикассо, 1954; 2. Элен Франкенталер, 1990. © Юсуф Карш

Искусство взаимодействия: Добиваясь доверия портретируемых

Что отличает Карша от других фотографов, – это не техническое мастерство, но его способность создавать атмосферу доверия и открытости. Карш был известен своим умением давать людям свободу, позволять им расслабиться и отложить настороженность. Он много общался с портретируемыми, обсуждая их интересы и страсти, что позволяло ему ухватить более характерные выражения и позы. Это отношение помогало его моделям показывать себя более открыто, а Карш считал, что это – важнейшее условие для съемки сильного портрета.

Карш также верил в подготовку, и тратил много времени, исследуя своих будущих моделей до съемки, узнавая об их личностях, достижениях и причудах. Он искал с ними контакта на человеческом уровне, стремясь видеть за их славой и достижениями и запечатлеть что-то более универсальное. Таким образом, его портреты проницают время, позволяя зрителю бросить мощный и эмоциональный взгляд в души изображенных людей.

1. Альберто Джакометти, 1965; 2. Джорджия О’Кифф, 1956. © Юсуф Карш

Наследие и влияние на современную фотографию

Влияние Юсуфа Карша на фотографию невозможно переоценить. Его портреты – одни из самых долговечных и знаковых образов 20-го столетия, открывая зрителям окно в личности и жизни влиятельных фигур. Он был новатором в тех приемах, которые используются и сегодня, от контролируемого света до общения с клиентами. Его работы продолжают влиять на фотографов разных жанров, от портрета и рекламы до редакционной и художественной фотографии.

Наследие Карша живет в том, что он очеловечивает своих клиентов, показывая их как нечто большее, чем просто публичных персон. Его портреты напоминают нам о том, что каждый из этих людей, несмотря на их славу и достижения, имеет глубину и сложность, которые могут быть ухвачены только кем-то, кто на самом деле понимает силу фотографии в том, чтобы передать душу человека.

Оригинал на сайте The Art Districts
Перевод с английского Александра Курловича