Каждый месяц, Боб рассказывает об очередном выдающемся фотографе, работающем «мобильником», который делает яркие работы на различные темы и с использованием различной техники. Некоторые из них широко известны в мире мобильной фотографии (выставляют и продают работы), а другие – просто одарённые умельцы, не имеющие широкой популярности.
Я наткнулся на работы Сергея Чукина на Фликре, ранней платформе для фотографов-любителей. Я был поражен сразу несколькими аспектами его работ – суровых черно-белых композиций, видов разрушающегося города из постсоветской России, и неформальной хроникой путешествия сына автора через этот ландшафт. Ландшафт, непохожий на тот, что мы видим в фильмах Андрея Тарковского – художника, с которым (как выяснилось), Сергей идентифицирует себя, которым восхищается. Я разделяю его любовь к работам Тарковского и тому, как тот строит свои кадры, и возможно, именно это немедленно привлекло меня в работах Сергея. Как и у другого фотографа-кумира Сергея Стива МакКарри (Steve McCurry), лицо является одновременно и неиссякаемым выражением индивидуальной личности, и картой среды, в которой эта личность живет и растет.
Сергей ни продавал, ни выставлял свои работы. Он не стремится участвовать в фотоконкурсах или как-то ещё расширять свою аудиторию. Самое большое удовольствие для него – это выражать себя через свои фотографии, и запечатлевать своего сына и его окружение, в их развитии и изменении.
БУ: Расскажите, пожалуйста, о своём образовании и профессиональной базе.
СЧ: Я живу в России, и работаю судмедэкспертом в маленьком провинциальном городке Невель на северо-западе страны. Я интересовался фотографией как художественной формой очень долго. Когда имел возможность, путешествовал по разным странам. Однако, большая часть моих фото сделана в городке, в котором я живу.
БУ: Что привело вас к фотографии, и как вы решаете, когда использовать iPhone в качестве основной камеры? Пользуетесь ли вы иногда другими камерами?
СЧ: Мне 50 лет, и я начал заниматься плёночной фотографией в 15. Мой папа серьёзно занимался фотографией и поддерживал мой интерес к ней как форме искусства. Замечательный процесс выстраивания кадра и печати фотографии отнимает много времени, но невероятно интересен.
БУ: Что вдохновляет вас?
СЧ: Меня воодушевило использование фотографии ради страсти к выражению своих чувств, опыта и размышлений. По моему мнению, фотография – очень удобная и лаконичная форма для такого самовыражения.
БУ: Есть ли какие-то специфические периоды в дизайне или художники, повлиявшие на вашу работу?
СЧ: Я, вероятно, назову Стива МакКарри. На мой взгляд, это гений и в арт-фотографии, и в фотожурналистике! Также я всегда был под огромным впечатлением от фильмов знаменитого российского режиссёра Андрея Тарковского. Его невероятные композиции из фильмов «Сталкер» и «Ностальгия» вдохновляют меня всю жизнь.
БУ: Как вы описали бы свою работу в терминологии стиля и подхода?
СЧ: Моя работа – в основном постановочная фотография, и немного уличная фотография. Я часто фотографирую в городке, в котором живу. Я чувствую сильную связь с этим местом. Он олицетворяет атмосферу и настроение умирающих провинциальных российских городов, которые я хочу передать зрителю.
БУ: Так получилось, что в последние несколько лет объект многих ваших фотографий – маленький мальчик, в его взрослении и развитии. Это ваш сын? Что вдохновило вас снимать этого мальчика и его разнообразный опыт?
СЧ: О, да! Это мой младший сын Арсений! Я провожу с ним массу времени. Мы исследуем старые заброшенные дома и фабрики. Он очень это любит. Мы находим старые вещи, которые служат объектами для фотографии. Мне очень интересно наблюдать за реакциями сына.
БУ: Как развивалась со временем ваша работа?
СЧ: У меня было множество камер, но по прошествии времени я стал уделять гораздо меньше внимания технической стороне фотографии, и больше фокусироваться на истории, которую я хочу рассказать. В результате, я работаю сейчас только с iPhone, а все свои камеры продал. iPhone всегда со мной, и процесс съёмки прост и удобен.
БУ: В общей форме, что вы пытаетесь рассказать своими работами?
СЧ: Я стараюсь запечатлеть своё видение окружающей реальности, собственный взгляд на мир.
БУ: Расскажите, как выглядит ваш типичный съёмочный день? Куда вы идёте, что вы ищете, и так далее?
СЧ: По большей части, мои съёмки происходят по уикендам. Я беру с собой моего маленького друга, и мы выходим искать больше и больше новых мест. Мы охотимся за старыми предметами домашнего обихода, старыми домами и другими останками былой цивилизации.
БУ: Какие творческие схемы, рутинные подходы или ритуалы вы используете, чтобы увеличить шансы на успех при съёмке?
СЧ: Я сомневаюсь, что у меня есть что-то подобное, – по крайней сере, осознанное. Каждый отдельный снимок появляется в результате вдохновения от места или момента, подсознательного чувства, которое нельзя запланировать или контролировать.
БУ: Снимаете ли вы только постановочные картинки и натюрморты?
СЧ: Большинство моих работ – постановочные, как я уже говорил, но иногда я снимаю спонтанные уличные сценки.
БУ: Делаете ли вы несколько версий одной и той же работы? Как вы понимаете, когда работа закончена?
СЧ: Как правило, я делаю одно и то же фото в цветном и чёрно-белом формате, и выбираю один из них. И как правило, выигрывает чёрно-белый.
БУ: Каким образом вы отбираете работы для публикации? На чём основывается решение, публиковать работу или нет?
СЧ: Я просто выбираю то, что мне нравится и надеюсь, что это будет интересно и другим людям!
БУ: Как мотивируется ваше решение предпочесть чёрно-белое изображение цветному в каждом конкретном случае?
СЧ: Работать с цветом всегда трудно. В смысле обработки чёрно-белая фотография легче. И, по моему мнению, чёрно-белое изображение больше акцентировано на истории, без деструктивного действия цвета.
БУ: Какие приложения для iPhone вы используете в своей работе? Опишите ваш процесс редактирования. В общих словах.
СЧ: Я использую простой фоторедактор, прилагаемый к самому iPhone, а также Snapseed. Иногда, я также использую Lightroom.
БУ: В чём ещё, кроме фотографии, вы выражаете свой творческий потенциал?
СЧ: Фотография – моё главное хобби, и я считаю, что только она позволяет мне полностью выразить себя.
БУ: Какой совет вы дали бы кому-то, кто хочет делать фотографию, такого же плана, как вы?
СЧ: Снимайте как можно больше, больше путешествуйте, постоянно ищите новые объекты, и не позволяйте себе зависать на технических аспектах фотографии и фотообработки.
БУ: Успешно вы ли продаёте свои работы?
СЧ: Никогда даже не задумывался о том, чтобы делать это.
БУ: Расскажите о сходстве и различиях между вашей профессиональной деятельностью и фотографией, которую вы делаете «для души».
СЧ: Я работаю судмедэкспертом, и мне весьма часто приходится использовать в работе фотографию. Но это чисто технический процесс, не имеющий совершенно ничего общего с искусством.
БУ: Каковы ваши дальнейшие творческие планы? Думаете ли вы о выборе подхода, объекта, и так далее?
СЧ: В будущем, я хотел бы уделять больше внимания стрит-фотографии. Если получится, хотел бы купить компакт-камеру, (например, Leica X2), и ходить на съёмку с ней.
Оригинал на сайте FRAMES
Перевод с английского Александра Курловича