© Abelardo Morell. Камера-обскура: вид на Отель де Виль, Париж, Франция. 2015

Photographer.ru совместно с Центром художественного производства «Своды» продолжает рассказывать о нюансах современной фотографии в преддверии запуска курса «Фотооснова. Лаборатория печатных практик для художников». Героиня нового интервью — куратор и историк фотографии Ирина Чмырева. Беседовал фотограф Владислав Ефимов. 


Фотография часто представляется инструментом — швейцарским ножом-мультитулом с отвертками, ножницами и открывашками, пригодными для разных художественных случаев. Такое приспособление легко достать из кармана и получить моментальный результат. Эти важные качества — точность, доступность, практичность — составляют изрядную долю «инструментального» художественного метода фотографов. Силы инструмента обычно бывает достаточно: история снимка приходит на помощь автору и наделяет его работу художественным значением. Так фотографы, совершая простые действия в виде фиксации событий и точно обозначая свою точку зрения на изменчивую реальность, достигают творческих высот и с полным на то основанием именуются художниками. 

Применение фотографии широко обсуждается, вызывая дискуссии и жаркие споры о ее границах и самодостаточности. Однако то, что сейчас видится как кризис, в будущем может стать возможностью для взаимодействия фотографии и других актуальных медиумов. Нейросетевые и компьютерные технологии на первый взгляд вредят фотографии, ведут к утрате достоверности — но в действительности они обогащают диалог с другими художественными формами и делают концептуальную позицию автора приоритетной. 

Владислав Ефимов: В чем заключается междисциплинарный подход к фотографии? В какой момент серия превращается в фотоскульптуру или инсталляцию?

Ирина Чмырева: Междисциплинарный подход изначально заключается в потребности автора обратиться к другим видам искусства. Я бы не стала рассматривать междисциплинарность как формальную трансформацию фотографии в другой объект на этапе, когда она уже сделана, — в таком случае речь идет уже о «дизайнерском» превращении. 

Междисциплинарность — способ мышления автора, она возникает до того, как делается снимок. Уже потом фотография как промежуточная форма стремится обрести завершенность в чем-то ином — в том числе скульптуре или инсталляции. 

Иногда междисциплинарность — это проявление коллективного творчества фотографа и исследователя или куратора, но в таких случаях речь идет о взаимодействии на разных этапах создания произведения, под которым я подразумеваю не только единичный объект, но и проект.

© Mirko Nahmijas. Из серии «Воспоминание». 2016

В. Е.: Как показывать фотографию сегодня? Ведь существует столько разных форматов: выставка, фотокнига, онлайн-публикация…

И. Ч.: Сейчас период, который в мире моды описали бы как «носят всё» — смешение эпох и стилей. Одновременно сосуществуют фотография в традициях модерна и постмодерна, классические техники печати и мультимедийная презентация. Что модно? Всё. 

Если формат и форма проекта сочетаются со стилистикой отснятого материала, работают с идеей автора, то и славно. Можно бесконечно разбирать плюсы и минусы отдельных проектов — но потом появится новый тренд, и неудачи будут объявлены находками. Показывать фотографию нужно в соответствии с авторской идеей и представлением об аудитории, архитектурой пространства.

В. Е.: В какой момент фотография стала частью современного искусства в России? Какие этапы она прошла? 

И. Ч.: Фотография была частью искусства в России всегда, и одновременно ее принадлежность к этой области постоянно оспаривали.

Современное искусство в его нынешнем понимании — то есть новый вид творчества и пространство его репрезентации — развивалось в СССР с 1970-х, начиная с концептуализма. 

Однако обычно мы говорим, что пространство современного искусства — это художник и инфраструктура, включающая зрителя. В соответствии с таким подходом историю явления стоит вести от возникновения в нашей стране первых галерей в конце 1980-х. 

Если взглянуть на имена тех, чьи работы были представлены галереями современного искусства и на выставочных площадках Москвы и Петербурга, то станет понятно: художники, работающие с фотографией, в этой новой системе были изначально. Некоторых из них стоит называть фотографами, поскольку фотография — их основной медиум. Некоторые обращаются к ней в одном-двух проектах, иногда даже привлекая профессионалов в качестве исполнителей своих идей. 

Говоря кратко, фотография — неотъемлемая часть пространства современного искусства в России. Однако в силу того, что у многих искусствоведов нулевые знания в этой области — так до недавнего времени было устроено профильное образование, — отношение к фотографии у этих важнейших профессионалов подозрительное и основанное зачастую на стереотипах массовой культуры. 

Какие этапы прошла фотография внутри современного искусства? Можно отметить несколько наиболее успешных периодов. Первый из них — середина 1990-х: от проекта «Искусство современной фотографии: Россия, Украина, Беларусь» и выставки Игоря Мухина в галерее XL до фестивалей «Московская фотобиеннале». Также стоит выделить начало 2000-х, когда галерея «Риджина» проводила выставки Сергея Браткова и даже представляла отдельные фотопроекты, например «Пляжная фотография». В это же время журнал «Афиша» интегрировал фотографов в ситуацию современного искусства Москвы. Следующий этап — показы фотографов и художников, работавших с фотографией, московскими фондами, такими как Stella Art Foundation. В 2011–2012 годах Музей современного искусства «Гараж» и Фонд поддержки российской фотографии организовали масштабный фестиваль «Современная российская фотография» в Хьюстоне в ходе биеннале FotoFest. После каждого такого пика следовало затишье, провал в молчание до следующего всплеска.

Сейчас, если посмотреть на списки авторов галерей современного искусства, художники, работающие с фотографией, есть буквально в каждом из них. При этом возникает вопрос: «Насколько подчеркивается „фотографическое“?» Чаще всего акцент делается на том, что автор — современный художник, а не фотограф. Таким образом, фотография на территории современного искусства продолжает играть в хамелеона.

© Melanie Issaka. Из проекта «Blueprint: Black Skin, White Frame». 2021

В. Е.: В последние годы активно развивается жанр фотокниги, зина. Каков их потенциал?

И. Ч.: Авторская книга и зин как одна из подкатегорий этой формы современного представления фотографии стали актуальны на рубеже XX–XXI веков. При этом они временны, подобно многим другим формам, которые на какой-то момент оказываются в фокусе внимания «всех»: институций, коллекционеров, издательств. 

С одной стороны, на волне моды авторских книг фотографов и зинов стало больше. С другой — я бы не сказала, что это приоритетная форма продвижения автора. Зин и фотокнига — лишь один из способов реализации проекта, распространения информации о своем творчестве. Важной особенностью подобного метода становится то, что при его помощи можно попасть на новые, нетрадиционные для фотографии, площадки: книжные ярмарки, библиотеки. Создание фотокниг позволяет выходить за пределы традиционного мира фотографии и интегрироваться в другие сферы визуальной коммуникативной культуры.

 В. Е.: Насколько в России развита инфраструктура художественной фотографии?

И. Ч.: Инфраструктура подразумевает институциональную защищенность художников и их интеграцию в художественное сообщество: российское и международное. Это значит и представление художников коллекционерам и зрителям, музейному сообществу. 

Наверное, сейчас мы не можем сказать, что подобная инфраструктура существует в России во всей полноте. Даже до пандемии она была гораздо меньшего масштаба, нежели в странах Европы и США, оставалась изолированной от международной сцены. Разумеется, контакты были, но не в той степени, чтобы говорить о единой «кровеносной системе» между российской и иностранными фотографическими сценами. 

Сейчас изоляционизм существующей инфраструктуры в России вырос, и ее усеченная форма может лишь частично обеспечить потребности художников.

Курс «Фотооснова. Лаборатория печатных практик для художников» предназначен для профессиональных фотографов и художников, которые в своей практике обращаются к фотографии. Он включает в себя теоретический и практический блоки. Подать заявку можно с 1 по 30 июня 2024 года включительно.

Подробности — на сайте Дома культуры «ГЭС-2».


Ирина Чмырева. Фото Андрея Акимова

Ирина Чмырева – куратор экспозиций конкурса АРГУС 2021-2023. Бессменный арт-директор Международного фестиваля фотографии PhotoVisa, кандидат искусствоведения, куратор, историк фотографии, член Международной ассоциации арт-критиков (AICA). Выпускница отделения теории и истории изобразительных искусств Московского государственного академического художественного института им. Сурикова. Ее диссертация была посвящена проблемам взаимодействия фотографии и классических видов изобразительного искусства. Куратор международных выставок фотографии и современного искусства; подготовленные ею проекты были представлены в рамках международных фотографических фестивалей и на музейных площадках в более чем двадцати странах мира. Более семнадцати лет она проработала в НИИ Российской Академии художеств в Москве. Автор научных работ, посвященных истории российской фотографии как искусства. Под ее редакцией вышли несколько книг, посвященных фотографии и отдельным авторам, в России и за рубежом. Стипендиат фонда Фулбрайт, награждена Серебряной медалью РАХ и призом «Кураторское достоинство. Феникс Пинъяо» (дважды). Она читает лекции и преподает художникам и историкам искусства в рамках университетских программ в России, Испании, Китае, Польше, Словакии, США.