Предлагаем вашему вниманию интервью с французским теоретиком современного искусства Андре Руйе*, опубликованном в 2005 году в газете «Либерасьон» по случаю выхода его книги «Фотография. Между документалистикой и современным искусством», выпущенной издательством «Галлимар». Главы из этой книги вскоре будут опубликованы на нашем сайте.
Вы хотели назвать вашу книгу «Лицевая сторона фотографии»; а что же на обороте?
Андре Руйе. Уже четверть века центральное место в теории фотографии продолжает занимать понятие «отпечатка», как его трактуют Ролан Барт в своей книге «Сamera lucida» и американская семиотика. Действительно, фотография имеет в своей основе принцип светового отпечатка объекта на материальном носителе с применением солей серебра, что рождает особое отношение к миру, создает уникальный способ отражения правды о нем.
Но само по себе понятие отпечатка сводит фотографию к технологическому механизму, к нулевому циклу, оставляя в тени остальное, ее образную составляющую. Р.Барт видит в фотографии, прежде всего, ее объективное содержание. При этом он забывает, что фотография - это еще и форма, т.е. эстетика. В ней представлено диалогическое начало, взаимосвязь между тем, что фотографируется, тем, кто фотографирует, и тем, кто смотрит на снимок. В ней всегда есть телесное содержание и телесное взаимодействие.
Тем не менее, Барт уделяет внимание такой особенности фотографии как тесная связь с реальностью и временем.
Андре Руйе. Барт использует изящную формулу «вовлеченность референта». Его мысль отражает платоновскую философию: он считает, что есть реальные объекты, тела, сцены и записывающий прибор, снимающий с них копию. Нет: фотограф создает на основе материального мира и его видимых проявлений новую специфическую реальность, реальность фотографическую. Когда Барт говорит «это было», он забывает о том, что образ – не просто регистрация состояния вещей, а результат созидательного процесса. «Это было» подчинено платоновской концепции бытия, которой я предпочитаю философию «становления» Делёза.
Вы усматриваете связь между Роланом Бартом и Анри Картье-Брессоном…
Андре Руйе. Картье-Брессон считает, что суть события, того, что происходит, может быть воплощена в одном мгновении, которое он называет «решающим». Задача фотографа поймать это мгновение. При этом Картье-Брессон занимает позицию отстраненного созерцателя, как если бы мир разворачивался перед ним, словно на сцене. Целое поколение фоторепортеров претендовало на правдивый показ событий и мира.
Мы подошли к тому, что Вы называете кризисом документальной фотографии…
Андре Руйе. В XIX веке фотография в документалистике была носителем правды, поскольку считалось, что такой механистический образ устанавливал прямую связь с объектом действительности. Сегодня мы оказались перед лицом всеобщей потери связи с миром и доверия к посредникам и инструментам, которые они используют для его отражения. Добавьте к этому конкуренцию со стороны телевидения. Отсюда кризис документальной фотографии и расцвет фотографии художественной. Отныне все больше и больше фотографов, как Раймон Депардон, утверждаются как авторы-субъекты, требуют работы над формой и взаимодействия с объектом, рассматривая того, кого фотографируют, как соавтора образа.
В современном искусстве фотография поистине вездесуща, как Вы определяете эту ее новую роль?
Андре Руйе. Нужно перестать верить в единообразие фотографии. Практика значительно варьируется в зависимости от поля деятельности. Во второй части своей книги, я разделяю понятия «искусство фотографов» и «фотография художников».
Когда фотографы занимаются искусством, они продолжают работать в поле фотографии - техническом, культурном, социальном и эстетическом. Это поле, где документальное начало остается очень значимым. В поле деятельности современного искусства художники задаются другими вопросами, устанавливают другие связи, вписываются в другие контексты – контексты истории искусства. Образные основы «искусства фотографов» и «фотографии художников» совершенно различны. Их разделяет пропасть, это факт, и я совсем не собираюсь давать ему оценку…
Нужно также перестать считать, что фотография в искусстве обязательно выступает в роли посредника. Я показываю в книге, как она повлияла, очень по-разному, на творчество импрессионистов и Марселя Дюшана, на Поп-арт, на Ленд-арт… Сегодня для многих художников фотография стала настоящим рабочим материалом, как пигментный краситель для живописцев. Патрик Тосани, например, типичный представитель такого подхода.
А цифровая фотография?
Андре Руйе. Цифровая фотография похожа на фотографию, но не является фотографией в полном смысле. Переход от химии к электронике повлек за собой глубочайшие изменения на уровне материалов, скорости, функционирования и, главное, на уровне понимания правды и реальности. С появлением цифровых технологий образы уже-всегда заведомо изменены и изменяемы с помощью программного обеспечения, предназначенного для их обработки. Исходный отпечаток растворяется в потенциальных изменениях. Мы живем в эпоху иллюзий…
Перевод Марины Вершининой
При роддержке «Альянс Франсез-Пермь»
____________________________________________
Андре Руйе (André Rouillé) — доктор истории, преподаватель, научный руководитель; Профессор Университета Париж-8 (Факультет «Искусство, эстетика и философия»)