
С 20 марта по 8 июня 2025 года в Галерее Люмьер состоится выставка «Частный выбор. Ман Рэй, Кертес, Блюменфельд» из коллекции Культурного центра «Михалково». На примере произведений выдающихся художников кураторы проекта предлагают проследить общую эволюцию сюрреализма в искусстве фотографии. Три основных раздела выставки будут посвящены ранним экспериментам мастеров первой половины XX века, фотографам середины столетия, когда экспериментальное фотоискусство было тесно связано с индустрией моды, а также современным художественным поискам в русле стилистики сюрреализма.
Сюрреализм, оформившийся как художественное направление в 1920-х годах, оказал мощное влияние на фотографию, превратив ее из способа фиксации предметов материального мира в средство выражения иррационального и подсознательного. В этот период художники активно искали способы разрушить привычные представления о реальности, используя экспериментальные методы съемки и печати. Центральное место в экспозиции займут произведения авторов первой половины XX века, которые гармонично сочетают в своих работах элементы сюрреализма и классическую эстетику – Ман Рэя, Хорста П. Хорста, Георгия Гойнинген-Гюне и Эрвина Блюменфельда.
В числе экспонатов редкие прижизненные авторские отпечатки с уникальной идентификацией. Среди подобных работ – фотографии Ман Рэя, сделанные на Международной выставке сюрреализма, которая прошла в 1938 году в галерее «Изящные искусства» (Париж), а в прошлом году с успехом участвовали в крупнейшей выставке в Центре Помпиду в честь столетия сюрреализма.
После Второй мировой войны искусство фотографии уверенно двигается в сторону коммерции и индустрии моды, однако мастера второй половины XX века продолжают активно использовать сюрреалистические приемы. Интегрированные в культуру глянца, они позволяют сформировать новые каноны визуальной эстетики. Экспрессивная съёмка Уильяма Кляйна, парадоксальные конфигурации Мелвина Соколски и Ги Бурдена, изысканные стилизации Шейлы Мецнер и постановочные портреты Жана-Мари Перье представляют совокупность методов и технологий, способствовавших дальнейшему развитию приемов сюрреализма в фотоискусстве. Символическим центром этой части экспозиции может служить знаменитая работа Стива Шапиро, который создал один из знаковых портретов Рене Магритта, где художник изображен в своей культовой шляпе-котелке на фоне «Голконды».
В третьем разделе представлены работы современных фотографов Родни Смита и Тима Уокера, переосмысляющих традиции сюрреализма в новой реальности.
Американский художник Родни Смит предпочитал работать с пленкой, создавая кадры-сновидения, в которых герои парят над землей, балансируют на краю пропасти или взаимодействуют с фантастическими объектами.
Британский fashion-фотограф Тим Уолкер создает сложные, театрализованные сцены, наполненные необычными персонажами и фантастическими сюжетами, соединяющими мир высокой моды с визуальной сказкой. Его съемки для Vogue – это целые постановочные спектакли, где реальность подчиняется законам сна.
Возрастное ограничение: 18+
Стоимость билетов: входной билет 500 руб., экскурсии 2500 руб.
В рамках работы выставки 28 марта состоится презентация книги Светланы Садыговой «Женские образы в сюрреалистических фотографиях Ман Рэя».
Книгу можно будет приобрести онлайн в книжных магазинах Галереи Люмьер и Культурного центра «Михалково» с 29 марта.
Монография культуролога Светланы Садыговой посвящена исследованию творческого метода одного из самых влиятельных фотохудожников ХХ столетия, яркого представителя сюрреализма, Ман Рэя (1890-1976). Несмотря на широкую известность художника, автор отмечает недостаточную изученность некоторых аспектов его творчества, в первую очередь – проблемы интерпретации женских образов в сюрреалистических фотографиях мастера. Исследуя художественные приемы и техники создания женских образов, Светлана Садыгова уделяет особое внимание уникальным экспериментам Ман Рэя в области фотографии.
«В основу настоящего издания легла моя выпускная квалификационная работа „Женский образ в сюрреалистической фотографии: Ман Рэй“, успешная защита которой вместе с положительными отзывами специалистов придала мне смелости поделиться своими знаниями и впечатлениями с теми, кто хочет изучить тему сюрреализма, и кто только начал открывать для себя творчество легендарного мастера», – отмечает автор в предисловии.
Работа над книгой началась в год столетия сюрреализма, что подчеркивает ее актуальность и значимость для современного понимания этого направления в искусстве.
В монографии представлены как знаменитые работы Ман Рэя, такие как «Ли Миллер (соляризация)» (ок. 1930), «Поцелуй (рэйография)» (1922), «Скрипка Энгра» (1924), «Слезы» (1932), «Черное и белое» (1926), так и редкие фотографии. Среди них – три уникальных фотоотпечатка с манекенами, участвовавшими в Международной выставке сюрреализма в Париже (1938), из личной коллекции Светланы Садыговой.
Книга адресована широкому кругу читателей: коллекционерам искусства, исследователям визуальной культуры, историкам, фотографам и искусствоведам. Издание выпущено при содействии Галереи Люмьер и в сотрудничестве с Фондом Ман Рэя.
Светлана Садыгова – культуролог, коллекционер, основатель и креативный директор Культурного центра «Михалково», Москва https://mikhalkovo.moscow. Автор телеграм-канала «Заметки культуролога» https://t.me/zametkikulturologa.