25 апреля в Центре «Зотов» откроется выставка, посвященная творчеству участников фотообъединений «Октябрь» и РОПФ. В обе группы входили яркие представители конструктивистской фотографии. На выставке будут представлены работы Александра Родченко, Бориса Игнатовича, Аркадия Шайхета, Якова Халипа и других фотографов из коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музея кино, Музея Москвы, Мультимедиа Арт Музея, Москва, архива А. Родченко и В. Степановой, Галереи Люмьер и МИРА коллекции. Важное место в экспозиции займет художественная критика 1920–1930-х, показывающая, что искусство – это всегда дискуссия.

Старт! СССР, Москва, 1932, © Кудояров Б.П., Мультимедиа Арт Музей, Москва

Вместе со становлением молодого советского государства в начале XX века художники начали вырабатывать новые подходы к созданию социалистического искусства. Язык фотографии также стремительно развивался, формировались базовые принципы репортажного фото, которое играло важную агитационную и пропагандистскую роль. Главным экспериментатором в этой области была фотографическая группа «Октябрь», обособившаяся от одноименного объединения художников-авангардистов. Фотографы «Октября» – Александр Родченко, Елеазар Лангман, Борис Кудояров, Борис Игнатович, Виталий Жемчужный и другие – искали новые приемы и точки зрения: использовали необычные ракурсы, динамичную композицию, пытались увидеть целое через его части.

Первомай, СССР, Москва, 1931, © Игнатович Б. В., Мультимедиа Арт Музей, Москва

Идеологическим оппонентом «Октября» стало Российское объединение пролетарских фоторепортеров (РОПФ). РОПФовцы видели главную задачу развития советской фотографии в популяризации репортажа. На первый план выходило не художественное решение, а актуальность запечатленного на пленку события для партии. Но их работы также не были лишены выразительных средств и новаторских приемов. В группу входили Макс Альперт, Аркадий Шайхет, Семен Фридлянд, Яков Халип и другие.

В 1931 году главный журнал о фотографии «Советское фото» был переименован в «Пролетарское фото», что сразу определило его дальнейшую судьбу как рупора большевистской перестройки фотоискусства. С первого же номера между объединениями РОПФ и «Октябрь» началась «творческая дискуссия».

Вышки на воде, СССР, Азербайджанская ССР, г. Баку. 1929, Печать Т. Исаевой, 2012, © Шайхет А.С., Мультимедиа Арт Музей, Москва

На стройку Каракумского канала, СССР, Узбекская ССР, 1930, © Шайхет А.С., Мультимедиа Арт Музей, Москва

Эта выставка – попытка рассказать о последнем взлете конструктивисткой фотографии перед утверждением в советском искусстве метода социалистического реализма, завершившим все авангардные эксперименты. Фотографии двух групп, собранные в разделы «РОПФ» и «Октябрь», дадут представление о новом языке фотографии в 1920–1930-е и тех, кто его создавал несмотря на идейные и эстетические разногласия. Завершает экспозицию раздел «Финал», в котором будут представлены цитаты из критики каждой из групп, а посетители смогут решить, на чьей они стороне в этой «творческой дискуссии».

Подъем стратостата «СССР-1». СССР, Московская обл., Коломна, 1933, © Кармен Р. Л., Мультимедиа Арт Музей, Москва

«Посетитель сам решает, начать просмотр с творчества «Октября» или с РОПФа. Однако, при кажущейся возможности свободно выбирать свой путь, маршрут посетителя заранее предопределен – всех ждет встреча в зале с открытым финалом. Пространственное решение экспозиции подчинено кураторскому размышлению о путях развития изобразительного языка двух фотографических группировок и ключевому вопросу – существовало ли на самом деле между ними непримиримое противоречие. У залов, рассказывающих про творческое наследие фотогрупп «Октябрь» и РОПФ, зеркальная структура – внутри них расположены пять блоков с информацией про средства художественной выразительности, которые использовали фотографы. Мы применили цветовое кодирование, присвоив каждому средству выразительности свой цвет: «Ракурс» – красный, «Косина» – зеленый и т. д. Такой ход позволяет сделать акцент на кураторской оптике, предлагающей взглянуть на полемику между «Октябрем» и РОПФом именно с точки зрения языка художественной и репортажной фотографии, оставив «за скобками» все словесные баталии», – Анна Замрий, архитектор выставки «Начинаем творческую дискуссию» и куратор Центра «Зотов».

На промысел в Москву, 1930, © Шайхет А.С., Мультимедиа Арт Музей, Москва

Всего в экспозиции собрано более 110 экспонатов: от работ Родченко и Шайхета, ставших символами советской фотографии, до разворотов журналов с фото неизвестных широкой публике авторов, чьи снимки остались только на бумаге. Помимо фотографий будут представлены выпуски «Пролетарского» и «Советского фото», фотоальбомы, а также дореволюционная и советская фототехника.

В рамках параллельной программы к выставке пройдут тематические мероприятия: лекторий, фотопрогулки и портфолио-ревю с экспертами по фотографии. Также продолжится совместная программа с солистами оркестра musicAeterna, которые представят специальный концерт к выставке.
К выставке Центр «Зотов» также запустит флэшмоб «Ваш ход!», приглашающий всех любителей фотографии вдохновиться необычными ракурсами и приемами фотографов-конструктивистов и сделать оммаж любому представленному в экспозиции снимку.

Куратор: Дмитрий Никишов