«Мой дедушка был фотограф…» Вам наверняка приходилось слышать такое начало семейной саги. Далее шли вариации: в семье дедушки-фотографа появлялись дети-музыканты, внуки-философы, или фотографы. В первых случаях казалось, что традиция прервана, и между фотографом и
Куратор «Фотосемьи» Светлана Пожарская создавала выставки по всей России из произведений столичных и провинциальных фотографов еще в советские времена, когда фотография была de facto самым массовым и самым незаметным — для официальных взглядов — искусством. Те, первые выставки «Фотосемья», как и последняя, были не фотографическими, но о фотографии. Тотальное присутствие фотографии в жизни, и в газете, и в фотокружке, и в выставочном зале уже в те годы вызывала неотрефлексированное отторжение у критиков. Увы, и до сих пор Бодрийяров и Бартов фотографические выставки в нашем Отечестве не породили, как не воспитали и зрительского глаза к фотографии. В результате, «Фотосемья», где много биографических рассказиков-историй взаимоотношений бабушек-дедушек, детей-внуков и
Эта выставка самой темой стирает грани между профессионалами и любителями — в семье не бывает иерархии званий, заслуг и успехов, но уважают старшие поколения. Так соседствуют изысканные любительские снимки рубежа
«Фотосемья» собрала несколько семей «живых классиков». Муж и жена, Голосовский и Лукьянова. К творчеству последней, которое через десятилетие молчания вернулось к зрителю только в прошлом году монографической выставкой, апеллируют даже фотографии и тексты других участников этой экспозиции. Анатолий Ерин, ставший поистине всенародно известным после цикла публикаций о фототехнологиях и композиции в журнале Foto&video, представлен, как патриарх, в окружении супруги и сына. Георгий Колосов, чья положительная оценка — высшая награда для нескольких поколений фотографов-художников, на этой выставке представил нового автора — Колосов-Медникова. Этот фотографический дуэт, известный тем, кто обращался к услугам фотографа Колосова и визажиста Медниковой за «портретом на века, исполненным в технике фотографии», едва ли не впервые участвует в таком составе на выставке. Алексей и Александр Васильевы: имя первого — в отечественной истории жанра ландшафтной фотографии
География выставки не ограничивается Москвой, здесь представлены несколько поколений одной фотосемьи из Минска, ставшей известной благодаря Галине Москалевой и Владимиру Шахлевичу; Светлана и Сергей Осьмачкины из Самары; отец и дочь Губайдулины из Казани; авторы Иркутска, Новой Ладоги, других городов. Поскольку выставка готовилась Союзом фотохудожников, в ней принимают участие и члены дружественного московского фотоклуба «Новатор», в котором за сорок лет его существования выросли многие имена профессиональной столичной фотосцены. Другие же новаторцы сознательно держатся за звание любителей. Среди самых-самых известных и уважаемых членов клуба в экспозиции — семья Болдиных.
Для посвященных выставка «Фотосемья» может быть дополнена еще десятком других историй семей, созданных вокруг, держащихся вопреки или ради… фотографии. Для непосвященных эта выставка — возможность подивиться разнообразию того, что есть это искусство, и проникнуться уважением: ведь фотографию