Неподвижные, дизайнерские, выхолощенные видеоработы напрямую вступают в диалог со зрительским восприятием — примерно так можно охарактеризовать творчество группы «Синий суп». Их задача часто сводится к созданию идеальных темных миров, в которые художники с радостью окунают зрителя. Нередко на экране почти ничего не происходит, но хичкоковский «саспенс» нарастает с каждой секундой. Напряжение зрителя повинуется четкому заданному ритму и обычно не имеет окончательного разрешения. Медленная, еле заметная жизнь трехмерных графических объектов, отсылающих нас к телевизионным заставкам (вспоминается старая передача «Детский час» с трехмерной графикой студии «Pixar») должна оказывать определенное устойчивое впечатление на зрителя, вызывать заданный набор переживаний.
Группа «Синий суп» существует на московской художественной сцене уже двенадцать лет. Все эти годы художники производят темные метафизические опусы. В манифесте группы перечисляются многие «не», то есть то, чем они не являются и что они не делают. Первым же заявлением художники отрицают причастность к «политике, морали, государственной идеологии, экономике, власти, насилию, сексу, спорту». До некоторых пор с этим можно было согласиться, но уже их работы «
Новая работа «Синего супа» точно также ни к власти, ни к политике, ни к идеологии, ни к насилию(!) (не забудем пункт «спорт»), по всей вероятности, не причастна. Пейзаж, похожий на оцифрованную живопись барбизонской школы самого идиллического периода, время от времени затягивается туманом, в котором слышны выстрелы и очень неотчетливо видны вспышки автоматных очередей. Видео не имеет начала, кульминации и развязки, но, следуя манифесту группы, сохраняет жесткий ритм. От работы к работе художники сокращают динамику и развитие, делают видео все более статичным, помпезным, безжизненным. «Оборону» досмотреть до конца может разве что специалист. Но это и не требуется. Достаточно пяти минут, чтобы рассказать знакомым о выставке по телефону и ничего не упустить. Здесь абстрактные пулеметные очереди в абстрактном туманном пейзаже ближайшего Подмосковья, также как и название выставки, указывают на размышления о власти и насилии, о страхе и современной социальной ситуации. Но конкретно ни о чем не говорят. Понимать
Создается ощущение, что после работ «Эшелон» и «Озеро», «Оборона» — это шаг назад. Стоило бы поменять эти работы местами, и тогда все было бы верно. Упрощение и буквальность в работе со зрительским восприятием стали заметны только сейчас. Хотя, возможно, раньше они достойно маскировались. Аттракцион «Оборона» может занять достойное место в ночном репертуаре кинотеатров