Владимир Левашов
Издательский дом КАРИАТИДА, Нижний Новгород, 2002
Русский язык, summary in English. 126 стр., 40 ч/б ил.
20x14 см, мягкий переплет
В 1999 году российский журнал «Искусство кино» в ознаменование рубежа тысячелетий провел беспрецедентную акцию, посвященную фотографии: в каждом номере публиковалось эссе известного культуролога и куратора современного искусства Владимира Левашова и коллекция из 4-5 фотографий, вошедших в мировую историю фотографии, как русских, так и зарубежных, в селекции Евгения Березнера. Предисловие к публикациям начиналось со слов «Когда не было кино, уже была фотография». В тот момент для всех подписчиков журнала это стало настоящим подарком: каждое эссе — десятилетие в мировой фотографии ХХ века. Отдельной книгой эссе были опубликованы в рамках Нижегородского международного фотографического фестиваля PROзрение / Enlightenment. Сам автор неоднократно сожалел, что его история фотографии начинается с 20 века — времени господства и расцвета этого искусства, и не затрагивает историю 19 века, когда происходило формирование технического и пластического арсенала фотографии. Но именно 20 век представляется наиболее интересным, поскольку взаимовлияние фотографии и мировой визуальной культуры (живописи, кинематографа, печатных изданий и мульти-медиа), взаимоотношения фотографии и общества проявились в прошлом веке в полной мере.
Автор рассматривает основные тенденции (субъективные художественные поиски в 1900-х, «роман» фотографии и власти в 1930-е, два десятилетия фотографии, отмеченные знаком войны – 1910-е и 1940-е годы) и комментирует их, находя параллели в развитии фотографии разных регионов мира. В 1930-е он сравнивает ситуацию в фотографии СССР и США, в 1960-е – фотографии США и Франции, Японии, в 1990-е акцентирует внимание на восточноевропейской фотографической ситуации. В каждом десятилетии он находит некое новаторство, связанное с технологическим развитием цивилизации вообще и фотографии в частности, но наиболее интересны ему культурологические аспекты истории этого медиума.
Это первая публикация подобного рода в России. Несмотря на то, что в последние годы интерес к фотографии выразился в издании многочисленных альбомов и каталогов, учреждении новых журналов, книга Левашова – первая теоретическая работа по истории мировой фотографии в России. Автор выстраивает парадигмы развития фотографии разных десятилетий, и, одновременно, подо всеми его построениями угадывается современный российский фотографический контекст. Так что спустя годы эта книга станет важным источником для изучения воззрений о фотографии в России в конце 20 -начале 21 веков.