В. Мишуков. Возвращение. Послесловие Олега Нежина. Москва, Август Бoрг, 2004 ISBN 5-901053-16-8. Мягкий переплет, 96 стр., ч/б.
2003 год в России ознаменовался прорывом современного российского кино на европейскую фестивальную аванс-сцену. Фильм Андрея Звягинцева «Возвращение» привез из Венеции нескольких Золотых львов и был всячески награжден на других фестивалях в России и за рубежом. С тех пор режиссер стал одной из самых востребованных светских фигур, чей следующий проект будет находиться под пристальным вниманием и критиков, и зрителей.
Особое место после триумфального «Возвращения» завоевал и фотограф фильма Владимир Мишуков, чьи черно-белые фотографии, сделанные по сюжету героями в течение двухчасового road-movie завершают картину и становятся мощным эмоциональным эпилогом глубоко личного путешествия героев. Несмотря на то, что актер Мишуков занялся фотографией более пяти лет назад и за эти годы стал своим и на киносъемочных площадках, и на сессиях для фэшн-журналов, а его работы были представлены на различных групповых выставках в Москве, о нем заговорили только после «Возвращения». В 2003 Мишуков сделал несколько фотосессий для русского Vogue, которые получили резонанс в связи с модой на его имя, в первую очередь. Журнал Photographer.ru редакционную статью, подводящую итоги прошлого года, назвал «Искреннее Возвращение». Эта статья обозначила Мишукова как фигуру, благодаря которой кинематографически ориентированный современный зритель обратил внимание на роль фотографа в кино, на черно-белую документальную фотографию как таковую.
Весной 2004 года в центре Москвы в галерее «На Солянке» в связи с выходом в свет первого альбома Мишукова «Возвращение» прошла выставка. В нее, как и в альбом, включены, главным образом, фотографии, сделанные во время работы над фильмом от хроникальных кадров на съемочной площадке до психологических портретов героев «Возвращения», сделанных в стилистике дневникового документа. Последние потрясающе выглядели на экране это было настоящим вторжением фотографической эстетики черно-белого снимка в цветную ткань современного авторского кино. Фотография на экране выглядела как квинтэссенция личностей, а кино как рассказ предыстории этих портретов.
Значение работы на «Возвращении» для Мишукова, вероятно, сопоставимо с удачей работы на «Зеркале» у Тарковского для Гарика Пинхасова. Остается надеяться, что счастливая звезда Мишукова обладает таким же влиянием, какое есть у звезды талантливого Пинхасова.