Контактная импровизация на фото в центре «Открытый мир»
Выставка, посвященная искусству контактной импровизации в «Открытом мире» на «Тульской» – первая на моей памяти с 2000 (!) года, когда филиал Бахрушинского музея провел выставку «Человек пластический» с фотографиями занятий студий «дунканисток», «далькрозовцев», «алексеевок» 1910-1920-х годов 20 века. В 20-е годы при Государственной Академии художественны наук (ГАХН) был создан «Фотокабинет», изучавший движение. В “Фотокабинет” входили корифеи русской светописи: Еремин, Гринберг, Наппельбаум, Свищов-Паола, Иванов-Аллилуев. Экспозиция «Человека пластического», посвященная судьбе свободного танца в России начала 20 века, реабилитирующая явление русского неклассического движения, была собрана итальянской исследовательницей русского искусства Николеттой Мислер. Та выставка, по мнению организаторов, созерцала эстетическую утопию 20-го века. Выставка фотографий Альфии Рахмановой, Сергея Мишина, Алексея Корягина и Евгения Доний в «Открытом мире» в 2007 году долгожданно и неизбежно подхватывает мелодию, также посвященную воспитанию свободного духа с помощью гармонизации человеческого тела.
Попавшая в объектив контактная импровизация предлагает альтернативные интерпретации прикосновения по сравнению с принятыми и дает возможность свежего взгляда на тело в пространстве. Трудности в обретении другого ракурса указывают на господствующие в культуре концепции тела – в отношении к телу и жесту лежат корневые коды социальных и культурных различий. Базовых два: тело можно «воспитать», превратив в «культуру»; тело можно раскрепостить, освободив от «зажимов» цивилизации. Контактники следуют по второму пути, парадоксально захватывая лучшие опции первого пути – хорошо владеющее контактом тело безусловно становится воспитанным, умным и при этом не зажатым. Наслаждение пространством и собой в нем – простые на бумаге и сложные в реализации постулаты восточных философий живут в теле контактного импровизатора. Внимание. Поддержка. Слушание. Следование. Принятие веса. Умение отдать свой. Как это трудно дается новичкам на открытых занятиях (которые проходят здесь же, в «Открытом мире», www.openw.ru, www. angeldance.ru, www.contactimprovisation.ru), и каким богатством бесконечных возможностей в ощущении мира раскрывается дальше.
Фотография и контактная импровизация
Пожалуй, именно благодаря желанию фотографировать контактную импровизацию я начала совершенствовать свои навыки фотосъемки, поскольку именно съемка двигающихся людей предполагает достаточно высокий уровень владения как технической, так и художественно-композиционной стороной фотографии. Я научилась и продолжаю учиться многому: в контактном танце, в танце с фотоаппаратом, в танце с видеокамерой. Перформеры, импровизаторы, контактные импровизаторы специальное время посвящают тренировке умения быть видимым (для зрителя), видеть самому (партнера, пространство, группу, себя), поэтому фотограф становится для танцующих дополнительным вниманием, позволяющим привнести в танец красоту, осознанность, радость.
Почему контактную импровизацию хочется фотографировать?
Люди танцуют открыто и спонтанно. В каждый момент времени возникают новые формы, созданные встречей точек контакта. Точка контакта может быть очень маленькой, например, касание пальцем или носом. И тогда два тела образуют структуру, наполненную воздухом и светом. Точка контакта может занимать целую площадь из соприкоснувшихся спин или выглядеть широким проспектом скользящих бедер-коленей-голеней-ступней или нарисовать улицу из сплетенных рук. Плотность такой структуры велика, и на фотографии образуются неожиданные формы перевернутых, скрученных, слившихся тел.
Контактный танец динамичен. Полеты, поддержки, инерция, спирали, баланс и контрбаланс – прекрасные динамичные образы, возбуждающие палец на кнопке спуска затвора. Я очень люблю ловить в объектив моменты, когда танцующие контакт, отрываются в потоке танца от земли, летят по воздуху, исследуя гравитацию и инерцию.
Описывая процесс фотосъемки контактного танца, хочется бесконечным рядом выписывать слова новое движение, новый поворот, неожиданная спираль, удивительная поддержка, необыкновенный полет. Да, именно поэтому хочется фотографировать контактную импровизацию – танцующие тела меняют место и уровень, импровизируют в перемещении частей своего тела. И зачастую контактирующие сами не знают, куда и как они придут, в какой позиции окажутся. Контактный танец всегда новый, неожиданный, спонтанный.
Танцуя контактную импровизацию, люди оказываются в здесь-и-сейчас моменте – и фотограф получает в подарок увлеченные, осознанные, присутствующие лица и тела. Таким подарком была для меня съемка проекта Экхарта Мюллера «Скин», который проходил летом, во время Московского фестиваля контактной импровизации и перформанса-2006. Перформеры, взяв за руку каждого зрителя, пришедшего на перформанс, приводили на сцену. Когда все гости оказывались на танцевальной площадке, импровизаторы, легко, на уровне одежды, кожи, касались зрителей, и начинался глубокий медленный осознанный танец-исследование. Самые осознанные лица, которые мне когда-либо удалось видеть и фотографировать, случились именно во время этого перформанса.
Контактная импровизация научила меня легко менять ракурс и точку съемки. Фотографируя, я катаюсь с камерой по полу, прыгаю, приседаю, забираюсь на столы и подоконники, зависаю у кого-то на спине-плече-колене.
Почему контактную импровизацию фотографировать трудно?
Хочется сказать несколько слов, о том, через какие этапы и трудности я прошла. Техническая сторона фотографирования предполагает наличие светосильного объектива, высокой чувствительности пленки, либо цифровой камеры, обладающей высоким ISO, готовых поймать, запечатлеть движение при недостатке света в театре или танцевальном зале.
Изменчивость контактного танца ограничивает возможность для вдумчивой работы с композицией. Она меняется настолько быстро, что думать о ней приходится позже, чем нажимать на кнопку. Часто то, что кажется привлекательным и эмоциональным, неподготовленному глазу, может совсем не быть таковым для фотоаппарата. Только через какое-то время удается научиться из общего хауса джема, где импровизируют сразу множество пар, трио, групп, выделять какую-то структуру, четкость, ясность.
И напоследок, про забавные детали – «контактники» часто сбрасывают с себя какие-то лишние детали одежды, например носочки или наколенники или вторые кофты. Такие незначительные детали остаются во время танца на полу, на подоконниках, в углах зала. Увлеченному съемкой фотографу некогда «чистить» пространство, но когда я прихожу домой и открываю фотографии в фотошопе, начинается работа.