Прямо сейчас в нью-йоркской бутик-галерее «agnès b.» одноименной французской компании проходит выставка «#DRAFT #RUSSIA» Дмитрия Маркова, чья честная страница в Instagram о буднях российской глубинки недавно привлекла к себе внимание сотен тысяч пользователей со всего мира. А пока американцы пытаются разглядеть загадочную русскую душу в кадрах молодого автора из Пушкина, его фотокнига «Cut Off» лежит у меня на столе, наглядно демонстрируя, что изображение в наше время – способно звучать. И, в случае коллаборации фотографа Маркова и композитора Бориса Билле («Aries Mond»), это даже не метафора.
Синтез информации зрительного и аудиального каналов – долгосрочный эксперимент французского издательства «IIKKI», на протяжении последних лет стимулирующего диалог профессионалов, работающих со звуком и изображением. Каждый реализованный проект существует в двух форматах: книги и пластинки/CD. «Соответственно, взаимодействовать с ними можно разными способами, – объясняет концепцию создатель «IIKKI» Маттиас ван Экло. – Книгу – рассматривать, одновременно прослушивая композиции, или смотреть и слушать отдельно». Коллекционерам предлагается несколько опций: в случае с «Cut Off» это книга с персональным кодом для загрузки треков, специально созданных и записанных композитором «Aries Mond», книга в наборе с винилом или книга с диском. Тираж во всех трех вариантах ограничен.
В «Cut Off» приглашение в игру – сращение двух каналов-слоев – усиливается и дизайнерским решением: изображения разбиты на группы с названиями треков, а внутри этих групп представлены в аккордах троек и четверок. Прослушивать их, конечно, интереснее одновременно с ambient-композициями французского музыканта. «Шелест», «Изгиб», «Роса», «Чернила» – не претендующие на сложные интерпретации музыкальные главы предлагают пространство для личного опыта. Для игры. Для ничем не стесненной догадки.
Рассматривая инстаграм-снимки Маркова нечто общее с миром звуков ощущается почти сразу. Выхваченные стеклышки калейдоскопа реальности – словно обрывки разговоров незнакомцев в транспорте. Жизней «других», которые ни зрителю, ни слушателю не дано узнать целиком. История, которую можно лишь «дочувствовать», достроить, додумать, самостоятельно доиграть до конца – в переплетении с собственной. Могла бы быть твоей – примерь. А может быть и нет. Например, глитч эффект в «Трещинах» или запинающийся женский голос в треке «Йод» намекает, что стыковка двух миров имеет шанс никогда не случиться. И в отсутствии идеальной гармонии – своя, несовершенная, правда. Кто сказал, что Россию обязательно нужно понимать?
Идея соединить Instagram-взгляд русского автора и сложное чистое звучание французского инструменталиста, признается Маттиас, родилась практически мгновенно. «Дело в том, что я постоянно обновляю два отдельных списка: фотографов и музыкантов, с которыми мне хотелось бы однажды поработать. На первых этапах будущей коллаборации, я предлагаю фотографу на выбор несколько композиторов, чьи произведения могли бы красиво подойти их работам. В «Cut Off» этот выбор был очевиден. Со снимками Маркова музыка «Aries Mond» сочетается идеально!»
Познакомив участников тандема с творчеством друг друга, создатель «IIKKI» далее собирал проект самостоятельно: предложенные Борисом 15 треков сократили до 11, из 250 снимков Дмитрия в финальном отборе, представленном в книге, нашли место 110. Как объясняет Маттиас, в создании пар звука и изображения акцент делался именно на диалоге: «важно было соединить название треков, их значение и звучание с «измерением» и цветом запечатленного на снимках. И вот, сюжет готов – «Cut Off» появился на свет!»
«Cut Off» – вторая книга Дмитрия Маркова, и в чем-то ее можно считать продолжением, по-новому звучащим чистовиком «Черновика» – книги, которую Валерий Щеколдин описал как потрясающую «простотой и подлинностью, своей неразрывностью со скромно, тихо и дико протекающей нашей жизнью». Взгляд на глубинку в «Срезе» – это не взгляд на Россию, или любую другую реальную точку, прикнопленную к географии с конкретикой имен собственных. Музыка «Aries Mond» еще больше усиливает эффект отстранения – разве малыш, рассматривающий мертвую птицу, мог случиться только в России? Взмывающая в распахнутую синеву неба солнечная сфера футбольного мяча – разве не понятная любому метафора, готовая опуститься дружелюбным спутником в универсальные детские ладони в любой точке земли? Траектории Маркова визуальным пунктиром встраиваются в ритмы француза «Aries Mond» – звуки выстаивают нужную, анонимную дистанцию. Российская глубинка переходит на язык принадлежащего одновременно всем и никому космоса внутри.
Cut Off / Срез
Фото: Дмитрий Марков
Музыка: Aries Mond
Издательство: IIKKI, 2019
Тираж книги: 500 экземпляров (тираж винила – 300, тираж CD – 200)
Твердый переплет, 96 страниц, 109 фотографий
Бумага munken print white main 1.8 115 гр/м2