Книга как объект искусства: визуальная и тактильная эстетика издания

В эпоху цифровых технологий и электронных публикаций особую ценность приобретают полиграфические издания, которые сами по себе становятся произведениями искусства. Монография Светланы Садыговой «Женские образы в сюрреалистических фотографиях Ман Рэя» – именно такой артефакт, где содержание и форма вступают в гармоничный диалог. (В продаже с 29 марта!)

Первое, что обращает на себя внимание — изысканная обложка глубокого зеленого цвета, выполненная из плотной матерчатой ткани, приятной на ощупь. Этот тактильный аспект создает особое чувство интимности при взаимодействии с книгой. Контрастный черный шрифт названия выполнен в стилистике модернистской типографики 1920-х годов, что сразу погружает читателя в эпоху сюрреализма. Легендарная фотография Ман Рэя, размещенная на обложке, представляет собой визуальный эпиграф к исследованию, фокусирующий внимание на центральной теме – женском образе в сюрреалистической фотографии.

Внутреннее оформление книги не менее продумано. Плотная офсетная бумага с теплым, слегка кремовым оттенком не только приятна на ощупь, но и создает идеальный фон для репродукций черно-белых фотографий, подчеркивая их тональные нюансы и фактурное богатство. Яркое оранжевое ляссе-закладка вносит неожиданный колористический акцент в общую строгую цветовую гамму, напоминая о любви сюрреалистов к неожиданным контрастам и визуальным парадоксам.

Макет книги отличается выверенным балансом текста и иллюстративного материала. Репродукции работ Ман Рэя представлены в высоком полиграфическом качестве, передающем нюансы светотеневых отношений, характерные для его фотографической техники. Особенно впечатляют полностраничные иллюстрации таких знаковых работ как «Скрипка Энгра» (с. 70), «Черное и белое» (обложка), «Слезы» (с. 59). Продуманная верстка позволяет наслаждаться визуальным рядом параллельно с чтением аналитического текста.

Научная глубина и исследовательская новизна

Монография Светланы Садыговой представляет собой первое в отечественном искусствоведении фундаментальное исследование, посвященное женским образам в фотографическом творчестве Ман Рэя. Как отмечает сама автор: «В 2010 году практически отсутствовал материал на русском языке о творчестве этого художника, что только усилило интерес к его работам» (с. 7). Таким образом, издание заполняет существенную лакуну в русскоязычной искусствоведческой литературе.

Структура исследования логична и методологически обоснована. После предисловия, в котором автор делится личной историей знакомства с творчеством Ман Рэя, следует биографический очерк «Man Ray – человек-луч». Первая глава «Ман Рэй и художественные практики начала XX века» посвящена контекстуализации творчества фотографа в общей картине авангардного искусства первой половины XX века. Особую ценность представляет раздел «Эстетика сюрреалистической фотографии», где Садыгова прослеживает развитие специфического сюрреалистического визуального языка.

Вторая глава «Мужское и женское в искусстве сюрреалистов» исследует гендерные аспекты сюрреализма, обращаясь к феминистской критике и гендерным исследованиям. Здесь автор поднимает важнейший вопрос о роли женщины в сюрреалистическом движении: «Кто она: женщина или художник?» Примечательно, что Садыгова не ограничивается констатацией объективации женщины в сюрреалистическом искусстве, но и обращает внимание на творчество женщин-сюрреалистов, таких как Ли Миллер, которая «отвергла позиционирование себя как эротического объекта для мужского взгляда, что привело к разрыву с Ман Рэем в 1932 году» (с. 35).

Третья глава «Творческие приемы Ман Рэя в сюрреалистической фотографии» представляет детальный анализ революционных техник, разработанных мастером. Особенно ценен глубокий технический анализ таких приемов, как рэйография и соляризация. Садыгова приводит слова самого Ман Рэя о соляризации: «Несмотря на то что это сугубо фотографический процесс, меня в свое время обвинили в ретушировании и подделке негативов. [...] Я же могу сказать, что каждый раз, когда отступал от общепринятой практики, это объяснялось тем, что изображение требовало нового подхода: я применял или изобретал новые техники, чтобы подчеркнуть аспекты, которые казались мне важными» (с. 53).

Четвертая глава «Поэтика и архетипичность женских образов в работах Ман Рэя» представляет наиболее оригинальную часть исследования. Здесь автор предлагает типологию женских образов, опираясь на исследования С.Б. Дубина и теорию архетипов К.Г. Юнга. Особый интерес представляет анализ влияния африканского искусства на формирование женских образов в фотографиях Ман Рэя, что демонстрирует широту культурологического контекста исследования.

Интеллектуальная полифония: теоретические основания исследования

Методологическая оптика исследования Садыговой многогранна и основана на синтезе различных теоретических подходов. Автор опирается на работы как классиков исследования сюрреализма (Андре Бретон, Жаклин Шенье-Жандрон), так и на современных теоретиков (Розалинд Краусс, Уитни Чадвик, Роберт Джеймс Белтон). Особенно продуктивным оказывается обращение к семиотическому подходу Ролана Барта, который позволяет интерпретировать фотографии Ман Рэя как сложно организованные знаковые системы.

Интеграция психоаналитического подхода (Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг) позволяет автору выявить глубинные символические структуры в фотографиях Ман Рэя. Садыгова обращается к теории архетипов при анализе женских образов: «Женщина-дитя, представленная в типологии сюрреалистических образов С. Дубина, соответствует женскому архетипу божественного ребенка. Любой женский образ у К.Г. Юнга является архетипом матери, которая обретает черты богини» (с. 73).

Значительное внимание в исследовании уделено феминистской критике сюрреализма, что позволяет автору избежать односторонности в интерпретации женских образов. Садыгова приводит мнение историка искусства Роберта Джеймса Белтона о том, что «образ женщины был сфабрикован людьми с патриархальным складом ума, с определенными сексуальными наклонностями и неосознанной политической позицией» (с. 35). При этом автор не ограничивается критической перспективой, но и обращает внимание на эмансипаторный потенциал сюрреализма для женщин-художниц.

Визуальный анализ: прочтение фотообразов

Особую ценность исследованию придает мастерство Садыговой в анализе конкретных фотографических работ Ман Рэя. Обращаясь к таким знаковым фотографиям, как «Черное и белое» (1926), «Скрипка Энгра» (1924), «Слезы» (1932), «Объект для уничтожения / Неразрушимый объект» (1923), автор демонстрирует виртуозное владение инструментарием формального и семиотического анализа.

Так, анализируя фотографию «Черное и белое», Садыгова отмечает, что она «завораживает и притягивает противопоставлением живого женского лица и маски, между которыми достигается визуальная гармония. Глаза модели (Кики с Монпарнаса / Алисы Эрнестины Прен) закрыты, что символизирует сновидение, а это, в свою очередь, отсылает к сюрреалистической идее сна» (с. 75). Автор вступает в диалог с работами современных исследователей феминистского направления, таких как Уитни Чадвик («Женщины-художницы и сюрреалистическое движение», 1985), Гвен Райберг и Роберт Джеймс Белтон («Разговор раздвоенным языком: "мужской" дискурс о "женском" сюрреализме», 1991), что позволяет ей поместить творчество Ман Рэя в широкий контекст гендерных исследований в искусствоведении.

Не менее проницателен анализ фотографии «Скрипка Энгра», которую Садыгова интерпретирует в контексте типологии С. Дубина как воплощение фантазма: «Обращаясь к живописи французского мастера европейского академизма Жана Огюста Доминика Энгра, фотограф совместил изображение женского тела и элементы музыкального инструмента, используя идею трансформации и игровой замысел с участием женщины, воплотил сюрреалистические мотивы» (с. 67).

Полемические аспекты и исследовательские горизонты

При всех достоинствах монографии Садыговой, она не лишена некоторых дискуссионных моментов, которые, впрочем, скорее открывают перспективы для дальнейших исследований, чем умаляют значение работы. Так, Садыгова порой могла бы расширить спектр интерпретаций творчества Ман Рэя, выходя за рамки преимущественно гендерного анализа. Творчество фотографа – это сложное явление, которое не исчерпывается гендерной проблематикой, но включает в себя философские, эстетические, технические аспекты.

Интересно было бы увидеть более подробный сравнительный анализ женских образов у Ман Рэя и других фотографов-сюрреалистов (Брассай, Андре Кертес, Ханс Беллмер), что позволило бы точнее определить индивидуальное своеобразие его художественного метода.

Однако эти замечания не умаляют общего впечатления от монографии, которая, несомненно, является значительным вкладом в отечественное искусствоведение. Как пишет сама Садыгова в заключении: «Ман Рэй не боялся экспериментов и демонстрировал различные художественные стратегии. Разнообразие его творческих подходов позволило французскому драматургу Жоржу Рибмону-Дессеню уподобить Ман Рэя волшебному факиру, приглашающему зрителя заглянуть в удивительный мир» (с. 81).

Заключение: значимость исследования в контексте современного искусствоведения

Монография Светланы Садыговой «Женские образы в сюрреалистических фотографиях Ман Рэя» представляет собой фундаментальное исследование, которое не только заполняет существенную лакуну в русскоязычной литературе о сюрреалистической фотографии, но и предлагает оригинальную методологию анализа женских образов в визуальном искусстве XX века.

Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом к сюрреализму в современной визуальной культуре и фотографии. Как справедливо отмечает автор: «Несмотря на существование сюрреализма как художественного направления на протяжении века, современные художники и фотографы продолжают проявлять интерес к сюрреалистической художественной практике. Творчество Ман Рэя и по сей день вдохновляет и оказывает огромное влияние на развитие визуального искусства» (с. 8).

Особую ценность исследованию придает богатый иллюстративный материал, многие образцы которого впервые публикуются в русскоязычном издании. Репродукции работ Ман Рэя, представленные в монографии, сами по себе являются визуальным исследованием, позволяющим проследить эволюцию женских образов в творчестве мастера.

В целом, монография Светланы Садыговой представляет собой редкий образец гармоничного сочетания научной глубины, методологической новизны и эстетической целостности. Это издание, несомненно, найдет своего читателя среди искусствоведов, культурологов, фотографов и всех, кто интересуется историей визуального искусства XX века. Можно с уверенностью утверждать, что книга станет настольной для исследователей сюрреализма и фотоискусства и послужит стимулом для дальнейших исследований творчества Ман Рэя и его влияния на современную визуальную культуру.


Садыгова С.  
С14 Женские образы в сюрреалистических фотографиях Ман Рэя.  

Москва, 2025. 96 с. (Визуальная культура: фотография)

Руководитель проекта: Наталья Григорьева-Литвинская
Куратор издания: Александра Анисимова
Составитель: Эльвира Имашева
Литературный редактор: Наталья Дорошева
Дизайн издания: АВСdesign
Арт-директор: Дмитрий Мордвинцев
Дизайн и верстка: Зоя Жесткова
ISBN: 978-5-6052182-1-0
Издание: 2025 г.
Количество страниц: 96
Формат: 200х260 мм
Тираж: 1000 экз.