Наверх
НачалоСообщество Форум Фотография как мировоззрение Тема: О вкусах или невольных повторах в фотографии

Тема: О вкусах или невольных повторах в фотографии

[txt]  Есть оффтопики. Показать?
Валерий Стигнеев
О вкусах или невольных повторах в фотографии
Говорят, что о вкусах не спорят, но это в теории. А на практике? Сплошь и рядом толкуют о хорошем вкусе или плохом. Вроде бы приемы у фотографов одни и те же. Но при сходстве приемов технических, тем более в эпоху автоматических камер и машинной печати, скорее разнятся приемы творческие, их арсенал. Уместное или неуместное использование.

Общую картину «Nonstop Photos» отличает одно обстоятельство, которое сразу бросается в глаза. Профессионалы вывешивают на сайт снимки вместе с любителями, порой начинающими. Казалось бы, чего проще отделить одних от других, но это сразу нарушит принцип «нонстопа», где нет жюри с его отбором и оценками. Сгладить это противоречие призваны критические рецензии, но продвинутым авторам неинтересно размышлять над снимками начинающих. Что-то надо придумать.

Сегодня в «нонстопе» есть и туристические фото и семейные и видовые, есть дети, архитектура, животные и т.д. Все это муки творчества. У любителя они начинаются с выбора сюжета. Трудно перебороть искушение снять сюжет, который уже видел на чужом снимке. Да увиденное в жизни (после чужого снимка) и воспринимается как возможный сюжет: малыш с пальцами во рту, кошка в сумке у женщины, глазеющий турист. Трудно пройти мимо, когда можешь снять, как голуби уселись на голову монумента или парочка целуется.

Возможно, раз-другой такой мотив и следует сфотографировать, но только для того, чтобы убедиться, что этого можно было и не делать. Подобные сценки уже давно открыты и показаны зрителям другими авторами. Лучше подумать над темой своего будущего кадра, которого у других не было. И сразу совет: смотреть как можно больше фотографий на выставках, в журнале и том же Интернете, чтобы не изобретать велосипед.

Кое-что следует почитать о фотографии в книжках. Если автор вывешивает свою работу «Обнаженная натура» в раздел «Портрет», значит, он нетвердо знает рамки фотографических жанров. А знать это необходимо. Потому что законы жанра сразу диктуют выбор приемов и выразительных средств. Задача автора – осмысленно их использовать.

Любитель часто не видит, что дальний и средний планы в натуре будут в одной плоскости с первым на снимке. Пример из последних поступлений: в портрете на фоне пейзажа водопад падает сидящей девушке на подол. Или автор использует в качестве фона антураж дореволюционной студии: сверху свешивается драпировка. Стул накрыт тканью. Модель как бы перенесена в атмосферу «классическую». Однако крупные складки фона своим ритмом забивают рисунок фигуры. А этого вряд ли хотелось автору.

Трудно ли снять кошку? Трудно. Но снимать их любят, ведь они всегда под рукой. Это вечный сюжет. Но удачи у любителей на эту тему встречаются редко. А вот другой сюжет: модель поддерживает руками свой бюст. Таких снимков сколько угодно в глянцевых журналах. Сюжет деликатный, чуть нарушено композиционное равновесие и получается нежелательный смысловой оттенок. В съемке обнаженной натуры проверяется и вкус и техническая грамотность фотографа. Тут мало положить модель на песок (сюжет из «нонстопа»). Надо еще учесть массу технических и композиционных проблем и, прежде всего чистоту линейного рисунка.

Штамп в выборе сюжета или изобразительного решения плох тем, что отучает видеть «свежим глазом», непредвзято смотреть на жизнь. А ведь зритель сразу оценит снимок, если уже в выборе героя в портрете, жанровой ситуации, пейзажного мотива для него содержится что-то новое. С этого и начинается творческая работа над кадром – с нестандартного выбора темы, а затем и сюжета.

Но вернемся к кошкам. В 1901 году редакция журнала «Фотограф-любитель» дала читателям задание: снять кошек. Думали, что это просто, а оказалось трудно. Журнал смог опубликовать только два снимка, которые его устроили.

Если бы только редактор смог увидеть кадры из серии Дмитрия Константинова «Такие разные кошки», которая есть на Nonstop Photos. Тут и портреты, и жанровые сцены. Вот снимок «Серая и черная» – конфликт характеров, агрессивного у черной и ироничного у серой. Вот жанровая сцена – четверо кошек и все в движении в разных взаимоотношениях. Особенно привлекают портреты – например, оскалившаяся модель под названием «Кот фокус. Ощущение номер семь». Или замечательное изображение котенка-гоблина – по определению автора, это «мелкий алкогольный бес». Перечислять снимки можно без конца, потому что в каждом есть находка, изюминка. Все это, возможно, только потому, что в каждом случае автор сделал кадр безупречно в формальном отношении. И, конечно, поработал.

Всем, кто собирается снимать кошек, настоятельно советую посмотреть работы Константинова. Получите удовольствие от классных фотографий. И при желании сможете поучиться.
21 сообщение в этой теме
 
Хулиганствующий элементъ
Валерий, замечательная статья, спасибо. Только вот конец немного напрягает, с рекламой константиновских кошек, ну, это, наверное, моё личное дело, но мне кажется, что смотри на тех кошек, не смотри - ты не научишься так снимать кошек. Всё остальное в статье понравилось, особенно давно всеми забытая интеллигентная спокойность повествования.
 
Максим Грибков
В ответ на...
===========================
Валерий, замечательная статья, спасибо. Только вот конец немного напрягает, с рекламой константиновских кошек, ну, это, наверное, моё личное дело, но мне кажется, что смотри на тех кошек, не смотри - ты не научишься так снимать кошек.
===========================
Пример попытки фотографировать кошку оч.хорош. Ведь правда кошек только ленивый не фотографирует. Я сам собственно...
Ссылка на работы ДК в области "Котографии" ((с) ХуЭл) тоже наверное правомерны (как пример хорошей работы).
Сама статья просто замечательная (ну вот! опять цитирую ХуЭл) :-)))
Как любителю мне показалось полезным это прочитать. Впомнить тсзать все свои недостатки :-)))
Спасибо.


 
Mikhail Steinberg
Я наверное очень ленивый- я кошек не снимал. И не собираюсь в ближайшем будущем. Но вопрос вот какой: назовите мне хоть одну тему, подтему, сюжет или подсюжет, которые бы уже не были использованы кем-то другим до вас?
Мне кажется что не изобретать велосипед просто не удастся больше в фотографии. Что бы вы не взяли- от стрекозы до компютера- уже было кем-то заснято. Я бы перестал искать оригинальность и сконцентрировался на выражении себя через уже существующие средства: увидел пейзаж- снимай пейзаж, увидел парочку целующуюся- снимай, только будь готов сматываться быстро.
Это мой дилетантский совет.
 
Хулиганствующий элементъ
Речь как раз и идёт о том, не что снимать, а как.
 
Mikhail Steinberg
Так и я об этом же. "Как снимать" - это единственное что остается нам, потому что "что снимать" уже достаточно исчерпано по-моему.
 
Robin Silent
По поводу кошек. Это Вы зря и не собираетесь. В этом прослеживается какая-то догма, давление на самого себя. Это полезно попробовать хотя бы в качестве упражнения. На самом деле это очень трудно. Сравнимо наверное со сьемкой обнаженной натуры. Не смотря на различие в том, что кошку легче в модели заполучить:). Я вот например, сколько не пытался, так и не смог снять кота так, чтобы хотя бы мне самому понравилось. Поэтому собираюсь и дальше
 
Андрей Безукладников
Могу назвать. Проникновение нанороботов в раковую опухоль с целью ее уничтожения. Или, бракосочетание клонов. Тем много. Однако вопрос "как" продолжает быть актуальным.
 
Леша Панков
Любителям котографии :)
Отличное размышление. С удовольствием прочитал.
Удивительно, что нашлась эта статья, когда я искал, где бы любителям фотографирования котов и кошек показать ссылку на одно интересное творение (линки на хард-копи и пдф можно также найти на www.livejournal.com).
Думаю, что статья тоже окажется интересной любителям "котографии".
 
Александр Курлович
Огромное спасибо! Когда хочешь что-то сказать, да не получается, очень приятно видеть, что кто-то сказал это лучше, чем смог бы ты :)))
 
alpauk
Примерно это я и хотел написать:-) Спасибо, Валерий.
 
Eugeny Kreewosheyew
/Апплодирует стоя. Молча уходит/
 
Дмитрий Константинов
Спасибо за позитивную оценку моей скромной серии про кошек. Очень приятно. )
Ваши даже очень старые статьи из СФ и книги до сих пор с удовольствием читаю и перечитываю. Редко, когда автор пишет тексты неустаревающие десятки лет.
 
Александр Чорголашвили
Я подписался бы под этим!
 
Вадим [ja]
"Все это, возможно, только потому, что в каждом случае автор сделал кадр безупречно в формальном отношении. И, конечно, поработал."

Восхитительно! Где люди такую траву берут?
 
Неуч
Довольно-таки противоречивый, на мой взгляд, текст. В нем нет целостности. Логически он распадается на две части:
1. Вначале автор призывает к поиску новых мотивов и сюжетов.
2. Далее ссылается на отличную серию Д. Константинова, КОТорая подкупает вовсе не новизной мотива и сюжета.

Цитата:
"Трудно пройти мимо, когда можешь снять, как голуби уселись на голову монумента или парочка целуется. Возможно, раз-другой такой мотив и следует сфотографировать, но только для того, чтобы убедиться, что этого можно было и не делать. Подобные сценки уже давно открыты и показаны зрителям другими авторами. Лучше подумать над темой своего будущего кадра, которого у других не было.".

На мой взгляд, работы Д.К. как раз и демонстрируют, что можно снимать и голубей на монументах, и целующиеся парочки, и кошек, и что-угодно. Дело вовсе не в сюжетах и мотивах.

В остальном же с автором текста трудно не согласиться.
 
H_H_ (Участник заблокирован Администрацией)
Большинство не знают эту поговору полностью: "О вкусах не спорят, их воспитывают!"
 
H_H_ (Участник заблокирован Администрацией)
Большинство не знают эту поговору полностью: "О вкусах не спорят, их воспитывают!"
 
Юрий
Рассуждения интересные но противоречивые.

Цитирую:

Фраза 1.
> Потому что законы жанра сразу диктуют выбор приемов и выразительных
> средств

Фраза 2.
> Штамп в выборе сюжета или изобразительного решения плох тем, что отучает
> видеть «свежим глазом», непредвзято смотреть на жизнь.


Как только вы подчиняетесь первому (законам) вы получаете второе (штамп). Только тот, кто нарушает законы, становится первым и великим. А все остальные идут подчиняясь законам протоптанной дорожкой, да они могут создавать хорошие работы, но они вторичны.


 
Robin Silent
Законы физики одни для всех, но одни изобретают велосипед, другие самолет. Наличие законов никак не отменяет разное их применение.
 
Андрей Безукладников
А некоторые уходят в леса.
 
Алексей Коноплев
Выбор «приемов и выразительных средств» суть не тоже самое что и «выбор сюжета». Одно это все же то, что снимаете, а другое — как это снимаете.
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.


Execution time 0.078733 sec