Валерий Стигнеев О вкусах или невольных повторах в фотографии |
|
Говорят, что о вкусах не спорят, но это в теории. А на практике? Сплошь и рядом толкуют о хорошем вкусе или плохом. Вроде бы приемы у фотографов одни и те же. Но при сходстве приемов технических, тем более в эпоху автоматических камер и машинной печати, скорее разнятся приемы творческие, их арсенал. Уместное или неуместное использование. Общую картину «Nonstop Photos» отличает одно обстоятельство, которое сразу бросается в глаза. Профессионалы вывешивают на сайт снимки вместе с любителями, порой начинающими. Казалось бы, чего проще отделить одних от других, но это сразу нарушит принцип «нонстопа», где нет жюри с его отбором и оценками. Сгладить это противоречие призваны критические рецензии, но продвинутым авторам неинтересно размышлять над снимками начинающих. Что-то надо придумать. Сегодня в «нонстопе» есть и туристические фото и семейные и видовые, есть дети, архитектура, животные и т.д. Все это муки творчества. У любителя они начинаются с выбора сюжета. Трудно перебороть искушение снять сюжет, который уже видел на чужом снимке. Да увиденное в жизни (после чужого снимка) и воспринимается как возможный сюжет: малыш с пальцами во рту, кошка в сумке у женщины, глазеющий турист. Трудно пройти мимо, когда можешь снять, как голуби уселись на голову монумента или парочка целуется. Возможно, раз-другой такой мотив и следует сфотографировать, но только для того, чтобы убедиться, что этого можно было и не делать. Подобные сценки уже давно открыты и показаны зрителям другими авторами. Лучше подумать над темой своего будущего кадра, которого у других не было. И сразу совет: смотреть как можно больше фотографий на выставках, в журнале и том же Интернете, чтобы не изобретать велосипед. Кое-что следует почитать о фотографии в книжках. Если автор вывешивает свою работу «Обнаженная натура» в раздел «Портрет», значит, он нетвердо знает рамки фотографических жанров. А знать это необходимо. Потому что законы жанра сразу диктуют выбор приемов и выразительных средств. Задача автора – осмысленно их использовать. Любитель часто не видит, что дальний и средний планы в натуре будут в одной плоскости с первым на снимке. Пример из последних поступлений: в портрете на фоне пейзажа водопад падает сидящей девушке на подол. Или автор использует в качестве фона антураж дореволюционной студии: сверху свешивается драпировка. Стул накрыт тканью. Модель как бы перенесена в атмосферу «классическую». Однако крупные складки фона своим ритмом забивают рисунок фигуры. А этого вряд ли хотелось автору. Трудно ли снять кошку? Трудно. Но снимать их любят, ведь они всегда под рукой. Это вечный сюжет. Но удачи у любителей на эту тему встречаются редко. А вот другой сюжет: модель поддерживает руками свой бюст. Таких снимков сколько угодно в глянцевых журналах. Сюжет деликатный, чуть нарушено композиционное равновесие и получается нежелательный смысловой оттенок. В съемке обнаженной натуры проверяется и вкус и техническая грамотность фотографа. Тут мало положить модель на песок (сюжет из «нонстопа»). Надо еще учесть массу технических и композиционных проблем и, прежде всего чистоту линейного рисунка. Штамп в выборе сюжета или изобразительного решения плох тем, что отучает видеть «свежим глазом», непредвзято смотреть на жизнь. А ведь зритель сразу оценит снимок, если уже в выборе героя в портрете, жанровой ситуации, пейзажного мотива для него содержится что-то новое. С этого и начинается творческая работа над кадром – с нестандартного выбора темы, а затем и сюжета. Но вернемся к кошкам. В 1901 году редакция журнала «Фотограф-любитель» дала читателям задание: снять кошек. Думали, что это просто, а оказалось трудно. Журнал смог опубликовать только два снимка, которые его устроили. Если бы только редактор смог увидеть кадры из серии Дмитрия Константинова «Такие разные кошки», которая есть на Nonstop Photos. Тут и портреты, и жанровые сцены. Вот снимок «Серая и черная» – конфликт характеров, агрессивного у черной и ироничного у серой. Вот жанровая сцена – четверо кошек и все в движении в разных взаимоотношениях. Особенно привлекают портреты – например, оскалившаяся модель под названием «Кот фокус. Ощущение номер семь». Или замечательное изображение котенка-гоблина – по определению автора, это «мелкий алкогольный бес». Перечислять снимки можно без конца, потому что в каждом есть находка, изюминка. Все это, возможно, только потому, что в каждом случае автор сделал кадр безупречно в формальном отношении. И, конечно, поработал. Всем, кто собирается снимать кошек, настоятельно советую посмотреть работы Константинова. Получите удовольствие от классных фотографий. И при желании сможете поучиться. |
===========================
Валерий, замечательная статья, спасибо. Только вот конец немного напрягает, с рекламой константиновских кошек, ну, это, наверное, моё личное дело, но мне кажется, что смотри на тех кошек, не смотри - ты не научишься так снимать кошек.
===========================
Пример попытки фотографировать кошку оч.хорош. Ведь правда кошек только ленивый не фотографирует. Я сам собственно...
Ссылка на работы ДК в области "Котографии" ((с) ХуЭл) тоже наверное правомерны (как пример хорошей работы).
Сама статья просто замечательная (ну вот! опять цитирую ХуЭл) :-)))
Как любителю мне показалось полезным это прочитать. Впомнить тсзать все свои недостатки :-)))
Спасибо.
Мне кажется что не изобретать велосипед просто не удастся больше в фотографии. Что бы вы не взяли- от стрекозы до компютера- уже было кем-то заснято. Я бы перестал искать оригинальность и сконцентрировался на выражении себя через уже существующие средства: увидел пейзаж- снимай пейзаж, увидел парочку целующуюся- снимай, только будь готов сматываться быстро.
Это мой дилетантский совет.
Любителям котографии :)
Удивительно, что нашлась эта статья, когда я искал, где бы любителям фотографирования котов и кошек показать ссылку на одно интересное творение (линки на хард-копи и пдф можно также найти на www.livejournal.com).
Думаю, что статья тоже окажется интересной любителям "котографии".
Ваши даже очень старые статьи из СФ и книги до сих пор с удовольствием читаю и перечитываю. Редко, когда автор пишет тексты неустаревающие десятки лет.
Восхитительно! Где люди такую траву берут?
1. Вначале автор призывает к поиску новых мотивов и сюжетов.
2. Далее ссылается на отличную серию Д. Константинова, КОТорая подкупает вовсе не новизной мотива и сюжета.
Цитата:
"Трудно пройти мимо, когда можешь снять, как голуби уселись на голову монумента или парочка целуется. Возможно, раз-другой такой мотив и следует сфотографировать, но только для того, чтобы убедиться, что этого можно было и не делать. Подобные сценки уже давно открыты и показаны зрителям другими авторами. Лучше подумать над темой своего будущего кадра, которого у других не было.".
На мой взгляд, работы Д.К. как раз и демонстрируют, что можно снимать и голубей на монументах, и целующиеся парочки, и кошек, и что-угодно. Дело вовсе не в сюжетах и мотивах.
В остальном же с автором текста трудно не согласиться.
Цитирую:
Фраза 1.
> Потому что законы жанра сразу диктуют выбор приемов и выразительных
> средств
Фраза 2.
> Штамп в выборе сюжета или изобразительного решения плох тем, что отучает
> видеть «свежим глазом», непредвзято смотреть на жизнь.
Как только вы подчиняетесь первому (законам) вы получаете второе (штамп). Только тот, кто нарушает законы, становится первым и великим. А все остальные идут подчиняясь законам протоптанной дорожкой, да они могут создавать хорошие работы, но они вторичны.