Хочу поделиться впечатлениями о новом айфоне, замечательном сиреневом (deep purple) iPhone 14 Pro Max. Как всегда, я анализирую субъективные впечатления и ощущения, потому что информации в виде цифр, фотографий, сравнительных таблиц и видео обзоров в мире не просто много, а, я бы даже сказал, слишком много. Анонс каждого нового устройства сопровождается мощной кампанией, и следующей за ней волной обзоров. Однако профессиональные «обозреватели» концентрируются на отличиях и улучшениях, чаще всего, от предыдущей модели, а с предыдущей модели переходит далеко не каждый человек, поэтому я в основном хочу прояснить, что именно из всего этого важно для повседневной жизни и для фотографии.
Немного о перспективе, с которой я смотрю. Я пользуюсь айфоном пять лет, до этой модели у меня был iPhone 8 Plus, а до этого я шесть лет пользовался разными андроидами. Мой персональный компьютер — MacBook Pro, а до него у меня тридцать лет были разные компьютеры на базе Windows. Я считаю себя экспертом в вычислительной технике и в фотографии. Поэтому эту статью можно было бы озаглавить «как фотограф и компьютерщик перешёл на iPhone 14 Pro Max с iPhone 8 Plus».
Почему айфон важен
Айфон, и вообще, смартфон в наши дни — устройство совершенно особенное по своей значимости. Это не просто прибор для связи с другими людьми, и не просто переносной компьютер, подключённый к интернету, и не только компактный фотоаппарат с собой. Это больше, чем всё это, вместе взятое. Это устройство, на сегодняшний день — самый необходимый и часто используемый аксессуар человека. Зная, что он есть у всех людей, всё больше служб и инфраструктур полагаются на его наличие, и тем самым ещё больше увеличивают нашу зависимость от него. Это уже не просто вопрос номофобии как психологического явления. Отсутствие работающего смартфона может не просто испортить день, оно может создать реальные проблемы и угрозы. А ненадёжное или неудобное устройство способно испортить уйму нервов.
С другой стороны, само наличие устройства, столь необходимого и так много «знающего» о нас, мотивирует хакеров пытаться взломать его, чтоб получить доступ к нашим данным или проводить операции от нашего имени. Поэтому грамотный выбор устройства и поддержание его в рабочем состоянии становятся первостепенной задачей. Должен быть надёжный производитель, который будет регулярно выпускать обновления безопасности, у которого будет надёжная программная платформа, надёжные ключи шифрования.
Зачем вообще новый айфон? Смартфон как услуга
Мир устроен так, что в течение нескольких лет смартфон станет непригодным. В интернете столько статей на тему «когда надо менять свой смартфон», и часто они настолько безграмотны технически, что я сам планирую подробную статью на эту тему. Он станет непригодным не потому, что его вычислительной мощности перестанет хватать, и не потому, что его ресурсы износятся. Устройства устаревают, грубо говоря, потому, что производители не могут поддерживать несколько версий операционной системы на всём имеющемся многообразии устройств. Поэтому наиболее старые устройства (которых становится всё меньше на рынке) перестают получать обновления операционной системы (ОС), и со временем на них перестают работать современные программы.
Посмотрим с этой точки зрения на Apple и айфоны и попытаемся понять, сколько лет службы планирует производитель:
- iPhone 6 выпущен в сентябре 2014, и начал «отставать от жизни» в сентябре 2019, когда «не получил» iOS 13 — итого пять лет полноценной поддержки;
- iPhone 6S выпущен в сентябре 2015 и начал отставать от жизни в сентябре 2022 — «не получил» iOS 16 — то есть семь лет полноценной поддержки;
- iPhone 7 выпущен в сентябре 2016 и также не получил iOS 16 — шесть лет полноценной поддержки;
- iPhone 8: выпущен в 2017, и с iOS 16 еще работает. Даже если поддержка прекратится в этом сентябре, это уже шесть лет.
После прекращения обновлений ОС, по моему опыту, есть ещё минимум год-полтора, пока значимые приложения не перестанут работать, требуя более новой ОС. Ведь не все пользователи перейдут на новую ОС сразу, а производители ПО перейдут ещё позже, а откажутся от поддержки старой ОС — еще минимум через год.
Поэтому айфон, несмотря на то, что он дороже, чем современные ему конкуренты, создаёт предсказуемую перспективу использования и хороший вторичный рынок. Покупая новый аппарат, Вы можете рассчитывать, что он как минимум в течение шести-семи лет не устареет. Если Вы хотите каждые два-три года более современный аппарат (ниже мы рассмотрим, имеет ли это смысл), то продать двух-трёхлетний аппарат не составит проблемы, потому что у него впереди ещё четыре-пять лет службы. А покупая аппарат, скажем, ребёнку-школьнику, учитывая в голове, что он его «сносит в хлам» или потеряет в течение двух-трёх лет, Вы можете смело покупать четырёх-пятилетний прибор и ожидать, что он не устареет за время службы. У меня в этом богатый опыт: один мой сын «сносил в хлам» четыре телефона подряд по год-два каждый; другой сын аккуратно доносил iPhone 6 до морального устаревания и перешёл на iPhone 8, но даже два этих аппарата со вторых рук за четыре года стоили дешевле одного нового, и при этом все эти четыре года работают на новейшей ОС. Третий сын пока успешно третий год пользуется своим первым смартфоном, также приобретённым трёхлетним со вторых рук. Взрослая дочь покупает новый аппарат каждые два-три года, носит его экстремально аккуратно, и после этого переходит на новый, когда старый ещё можно вполне выгодно продать.
Постепенные изменения
Теперь рассмотрим улучшения айфона как процесс, развивающийся во времени.
Сравнивая технические спецификации аппаратов, выпущенных год за годом, мы видим, что ежегодные изменения достаточно невелики.
Обычно это чуть более быстрый процессор, чуть улучшенное энергопотребление, чуть увеличенное разрешение экрана, чуть более прочное стекло, чуть лучшая водонепроницаемость, и тп с акцентом на «чуть».
Раз в несколько лет увеличивается объём оперативной памяти: в iPhone 7, 8 и в X — 3 гигабайта ОЗУ, в 11 Pro Max — 4 гигабайта, в 12, 13 и 14 — 6 гигабайт.
Из «крупных» изменений пользовательского интерфейса мы видим, что ещё в далёком 2018 году производитель окончательно отказался от кнопки, превратив всю лицевую поверхность аппарата в экран, и окончательно отказался от сканера отпечатков пальцев, заменив его на идентификацию по лицу.
Учитывая, что все остальные возможности аппарата определяются операционной системой, мы приходим к неизбежному выводу:
обновляя свой айфон, вы фактически обновляете фотоаппарат.
Вычислительная мощь, конечно, постепенно растёт с каждым годом, но будем честны: ни одно наше повседневное приложение, все наши календари, задачи, коммуникаторы, электронная почта и социальные сети — ничто не требует той колоссальной вычислительной мощи, которая сейчас есть в приборах. Мы и пять, и десять лет назад нормально смотрели ютюб, слушали музыку и переговаривались по видео. Рост вычислительной мощи в основном идёт на искусственный интеллект, и в основном — для камеры.
Модельный ряд
Каждый год нам предлагают четыре модели: два размера «обычных» (обычный и Plus) и два размера Pro: обычный и Max.
У «обычных» две камеры, два объектива: «главный» и «ультра-широкий».
А у Pro их три: главный, ультра-широкий, и длиннофокусный.
«Обычные» | «Крупные» | ||
«Обычные» | iPhone 14 | iPhone 14 Plus | процессор А15 (5nm) |
Pro | iPhone 14 Pro | iPhone 14 Pro Max | процессор А16 (4nm) три объектива ("четыре камеры") ProRAW Ночной портрет Видео ProRes и лучшая стабилизация Лучше яркость дисплея Всегда включён Динамический остров |
148х72мм | 161х78мм |
Если мы рассмотрим отличия ряда Pro от «обычного», то увидим, что практически все различия (кроме чуть более нового процессора) касаются возможностей камеры: у Pro есть режим ночного портрета, макро, ProRAW, видео с разрешением ProRes и оптическая стабилизация. Ну и заодно более высокая яркость дисплея, для работы на солнце, и режим экрана «всегда включён», и частота обновления экрана 120Гц.
Иначе говоря, фотографам нужна модель Pro.
А вот большой размер экрана или поменьше — зависит от Ваших предпочтений: больший экран, ценой размеров и веса, или более компактный прибор, ценой более мелкой картинки. Я, конечно же, выбираю и большой экран, и три объектива. То есть Pro Max.
И вот у меня в руках ультра-современный, самый совершенный на сегодняшний день прибор, сочетающий мощный компьютер и фотоаппарат с искусственным интеллектом.
Про внешний вид
Форма аппарата, начиная с модели 12, практически не меняется, разве что в этом году добавился сиреневый цвет Deep Purple («глубокий пурпурный»), который я и выбрал. Этот замечательный цвет лично мне никогда не виден, потому что аппарат на меня смотрит лицом, то есть чёрным экраном. Но даже окружающим этот цвет не виден, потому что аппарат требует защитного чехла, чтобы не класть его выступающими объективами на стол. У меня прозрачный силиконовый чехол (чтобы хоть как-то сохранить видимый цвет аппарата), и окружающие видят мой глубоко пурпурный айфон грязно-серым. Кроме выступающего блока объективов.
Видимо, я не первый пришёл к этой мысли. Дизайнеры знали этот эффект, поэтому в фирменной коробке аппарат лежал лицом вниз, демонстрируя свою сиреневую спинку, а не чёрный экран.
По сравнению с iPhone 8 Plus телефон почти незаметно крупнее (миллиметр в длину и ширину, и полмиллиметра в толщину), но заметно тяжелее. Визуально крупнее его делает и стальная блестящая рамка-обечайка, начавшаяся с двенадцатой модели. Она плоская в профиль, как консервная банка, а до этого углы аппарата были скруглены и в профиль, не только в плане. Такая же плоская рамка была у четвёртой и пятой моделей. Интересно, как дизайн идёт волнами: начиналось всё с закруглённого, потом три года было плоское, потом — пять лет опять закруглённое, а последние четыре года — опять плоское.
Переход с «восьмёрки». Пользовательский интерфейс без кнопки
Поймите меня правильно: я перешёл с iPhone 8 Plus, который был на новейшей версии iOS 16.3. Поэтому, кроме новой камеры, никаких новых функций, которых бы не было раньше, аппарат не делает, а вот изменение интерфейса, сделанное в 2018 году, до меня дошло только сейчас.
В первую очередь бросается в глаза экран, растянувшийся на всю поверхность аппарата. Для тех, кто переходит с iPhone X, 11, 12 и 13, это не ново. Мне же интересно было понаблюдать, как различные элементы дизайна «разъехались» в освободившееся пространство. Панель с главными приложениями спустилась вниз, строка состояния разделилась надвое и разошлась по сторонам «чёлочки», точнее, «динамического острова», как он называется в iPhone 14 Pro. Из клавиатуры «вниз» ушли переключатель языков и кнопка голосового ввода, позволив удлинить пробел. Эмодзи перестали считаться языком, это очень важно для тех, у кого, как у меня, три алфавита в повседневном использовании.
Интересна адаптация дизайна к скруглённым углам экрана. Некоторые элементы интерфейса требуют всей ширины экрана, и поэтому не могут «опуститься» до самого низа, ощущение, что они «застряли при сдвиге вниз», оставив под собой пустоту (как, например, панели инструментов). Другие, как часы и индикатор батареи, из-за закруглённого угла были вынуждены сместиться ближе к «острову", ощущение, как будто были «задвинуты».
У меня не было моделей 12 или 13, но судя по общим впечатлениям и фотографиям из сети, углы четырнадцатой модели скруглены чуть сильнее, чем было раньше. После чёткого прямоугольника экрана «восьмёрки», скруглённые углы создают ощущение ретро. Немедленная ассоциация с тем, как в 1970-х «прямоугольные» троллейбусы ЗиУ-9 вытесняли «скруглённые» ЗиУ-5, только наоборот.
В эти годы тенденции ретро усиливаются, удерживает популярность коттеджкор, а молодёжь вовсю слушает винил. Может, и эти скруглённые углы — из этого же тренда. По крайней мере, они очень контрастируют с ультрасовременным видом телефона на рекламах, который, как я уже упоминал, мне в повседневной жизни совсем не виден.
Качество экрана
Начиная с десятой версии айфоны используют дисплей OLED. Упрощённо говоря, это значит, что свет испускает сама матрица, состоящая из органических светодиодов, и её не нужно дополнительно подсвечивать. В предыдущих моделях, использующих жидкие кристаллы (LCD), экран слегка светится, даже если ничего не показывает. Здесь же чёрный пиксель есть выключенный пиксель. Экран на вид заметно чётче. Опять же, по спецификациям я вижу, что год от года улучшается максимальный контраст для просмотра при открытом солнечном свете. Этот дисплей прекрасно виден на открытом солнце, гораздо лучше, чем Samsung S20 Note Ultra. Некоторые обозреватели считают это главным достоинством этого прибора.
Всегда включён
В 14-й модели появился режим, при котором экран всегда включён. Уменьшается яркость и частота обновления экрана, и на экране остаётся Ваш рабочий фон с часами, а энергии на это почти не тратится. Я попробовал этот режим пару дней и отключил. Мне нет особой надобности издалека смотреть время на телефоне, а если его взять в руки, то он включается и так (функция «Raise to Wake» --- «подними, чтобы разбудить»).
Динамический остров
Остров — это изящная концепция дизайна, при которой различные уведомления и значки состояния высвечиваются на чёрном фоне вокруг пространства дисплея, занятого камерой. Раз уж кусочку экрана суждено быть всегда чёрным (как маленькая «дырочка» у самсунгов), то дизайнеры идут дальше, чем просто маскировка её чёрной строкой состояния, как в МакБуке. Они играют с ней, танцуют вокруг неё, обыгрывая её со всех сторон так, что «мёртвый» элемент экрана полностью растворяется в окружающей среде и перестаёт быть заметным, так же, как осторожные шаги индейца сливаются с шумом окружающего леса. Уведомления и так появлялись сверху и отвлекали нас от текущей задачи. Если раньше они «врывались» в пользовательский интерфейс, и при этом сами были «продырявлены» чёлочкой (создавая помеху внутри помехи), то теперь они «вырастают» вокруг этой дырочки и сжимаются, когда больше не нужны, тем самым снижая элемент вторжения.
Увлекательная игра «найди камеру»:
Музыка на динамическом острове | Индикатор зарядки на динамическом острове | Входящий звонок на динамическом острове | Активный вызов на динамическом острове | Всё еще не отвеченный звонок | Успешное распознавание лица |
Здесь динамический остров объясняется по-английски: www.cnet.com/videos/apples-iphone-14-pro-pro-max-dynamic-island-explained
Тут — по-русски: journal.tinkoff.ru/iphone-dynamic-island
Обозреватели называют его главной особенностью четырнадцатой модели. Отсюда два вывода:
Первый, главный: мы видим, какую огромную важность разработчик придаёт дизайну. Все эти вырастающие анимации, скрывающие камеру — это огромный труд и дизайнеров, и программистов, там непростая математика и код. Благо, возросшая вычислительная мощность и основных, и графических процессоров позволяет все эти изящные анимации;
Вывод второй, не главный: то, что динамический остров — «главная особенность» модели этого года, только подчёркивает мою мысль об инкрементальности, постепенности изменений. Вы же не будете менять телефон только ради динамического острова. Производитель делает постепенные, взвешенные, продуманные улучшения. Когда настанет время менять телефон, Вы получите все изменения и новшества, которые накопились к тому времени. Это делает использование телефона рациональным. Как автомобиль или холодильник, который мы меняем, когда настаёт время, а не когда выйдет следующая модель.
Распознавание лица Face ID
Опять же, начиная с «десятки» в далёком 2018-м году, в айфонах нет сканнера отпечатков пальцев, для биометрической защиты используется распознавание лица. К этому легко за несколько дней привыкаешь, как и к всепокрывающему экрану. Есть определённые неудобства, когда достаёшь аппарат откуда-то, нужно его сначала повернуть лицом к себе. Также и в машине: сначала надо глянуть в него, как в зеркало, а потом уже установить в держатель, иначе он не увидит моей физиономии из-за руля, к тому же он не всегда меня узнаёт, когда он в горизонтальном виде. Это не проблема, точнее, это мелкое неудобство вроде тех, что случались и с отпечатками пальцев, например, после мытья рук, или когда телефон надо было обязательно подержать за кнопку пред тем, как платить им.
Производитель очень бережно относится к конфиденциальности. Биометрические данные хранятся в защищённой памяти и явно провозглашается, что описание лица, как и отпечатки пальцев, никогда ни при каких условиях не покидает аппарат.
Расход энергии
По моему опыту, при моём использовании, аппарат тратит за день 30-35% заряда, а iPhone 8 Plus тратил 70-80%. Цель производителя, насколько я понимаю, в том, чтобы можно было спокойно пользоваться аппаратом весь день, не думая о зарядке. Но, при необходимости, и при экономном использовании, от этого аппарата можно ожидать ожидать и двух дней работы без подзарядки.
Аппарат поддерживает все известные на сегодня протоколы заряда: и «быстрый» девятивольтовый, и медленный щадящий, и PD2.0, и magsafe, и беспроводной Qi. Зарядника в комплекте поставки нет, только кабель Type-C <—> Lightning, но мой мобильный оператор, видимо, в качестве извинения за грабительскую цену апгрейда, приложил в подарок фирменный блок питания на 20 ватт (9 вольт, 2.2 ампера).
Вот моя диаграмма использования за день и за неделю. Видим, что стабильно за весь день я трачу от четверти до половины заряда при трёх-четырёх часах включённого экрана:
А вот я специально попробовал не заряжать его два дня, и он отлично справился. Вторая половина второго дня прошла в "экономном" режиме, и к вечеру второго дня аппарат был на трёх процентах:
|
Через три недели использования аппарат начал проявлять чудеса бережливости: иногда он остаётся с восемьюдесятью процентами заряда к концу первого дня, обещая практически три дня без перезарядки. Не вполне понятно, как он это делает, возможно, «замедляет» наименее активные приложения. С момента приобретения аппарат уже сделал два обновления iOS, дойдя до версии 16.4.1, поэтому я не могу точно сказать, это заслуга новой модели или улучшение в ОС.
Начиная года эдак с 2019-го, айфон умеет заряжаться «бережно» ночью. Когда-то были в моде «умные» кабели, которые обещали сберечь батарею подольше, сейчас они не нужны. Операционная система давно уже умеет делать это гораздо лучше: она знает, когда я обычно встаю, поэтому сначала заряжает аппарат в щадящем режиме до 80%, делает паузу, и в рассчитанное время продолжает зарядку, опять же, в бережном режиме, так, чтобы к утру быть на ста процентах. Поэтому телефон безопасно оставлять на зарядке на всю ночь.
Батарея
Емкость батареи аппарата 4323mAh при напряжении 3.8 вольт (то есть 16.68 Wh), это примерно такая же по ёмкости, как у 13-й модели, на 17% больше, чем у 12-й и 11-й, на треть больше, чем у «десятки», и в полтора раза больше, чем у «восьмёрки» (я сравниваю только крупные модели, Pro Max, XS Max и 8 Plus). Однако сама по себе ёмкость батареи мало что говорит о длительности работы, так как энергопотребление тоже с годами меняется, причём нелинейно: оно падает из-за увеличивающейся степени интеграции (полупроводники меньших размеров), увеличивается из-за новых функций аппаратуры и операционной системы. Случаются и досадные программные ошибки: при обновлении, например, на iOS 16 в сентябре 2022 телефон стал разряжаться в полтора, а то и в два раза быстрее, и проблема была устранена только в iOS 16.2 в ноябре 2022.
Знать абсолютную ёмкость батареи важно, по моему опыту, при выборе запасной мобильной батареи (PowerBank). С этой моделью мы знаем, что батарея, например, в 10000mAh способна полностью зарядить этот аппарат два раза, а не три, как «восьмёрку».
Фирменная примагничивающаяся дополнительная батарея обладает ёмкостью всего в 1500mAh, для этого аппарата это около трети. Она не заряжает аппарат, а только питает его, как вторая батарея в лэптопах: он тратит её первой, а заряжает последней. Стоит ли это ста долларов — судите сами. На мой взгляд, не стоит. За половину этой цены (а в США — и за четверть), Вы сможете приобрести батарею, которая зарядит аппарат несколько раз, а не просто увеличит ёмкость на треть. Тем более, что можно заряжать его только по ночам — его собственной ёмкости с лихвой хватает на целый день, а то и на два-три дня.
Звук
Совсем не думал упоминать тут про звук, пока мой айфон не решил исполнить мне скрипичный концерт Вивальди. Диапазон, чистота и отчётливость воспроизведения звука несомненно на уровне, которого не ожидаешь от устройства такого размера. Никогда не слышал подобного качества ни от какого из телефонов. Никакого металлического оттенка и дребезга. Производит вау-эффект, примерно как чистый звук от iPad Pro, только слушать надо ближе, пропорционально размеру. Аппарат, положенный горизонтально прямо перед собой, создаёт настоящий стерео-эффект. Не каждый портативный магнитофон, даже достаточно крупный, воспроизведёт звук такого качества.
Камера
Ну, и самое главное, для чего в наше время приобретается айфон: фотоаппарат, который всегда с собой. Для начала попробуем разобраться,
Сколько же у нас камер?
Глядя на аппарат, может показаться, что камер три, не считая селфи, ведь конструкция на вид такая же, как в моделях 12 и 13: на нас смотрят три «глазика» и LiDAR. Но это не так! В нашей новой, 14-й модели за тремя объективами мы получили четыре режима съёмки, или, если хотите, четыре камеры, четыре эффективных фокусных расстояния, ещё до цифрового зума:
Режим (зум) | 0.5x | 1x | 2x | 3x | Селфи |
Фокусное расстояние | 2.22mm F/2.2 | 6.86мм F/1.8 | 9mm F/2.8 | 2.69мм F/1.9 | |
Разрешение матрицы | 4032x3024 12.2 Мегапикселей |
8064x6048 48.8 Мегапикселей |
4032x3024 12.2 Мегапикселей (центральная часть из 48-пиксельной матрицы) |
4032x3024 12.2 Мегапикселей |
4032x3024 12.2 Мегапикселей |
Эквивалент 35мм | 14мм | 24мм | 48мм | 77мм | 23мм |
«Главная» матрица за «главным» объективом 6.86мм, сделана 48-мегапиксельной. Выбирая из неё только центральные пиксели, аппарат создаёт обрезанное («кропнутое») изображение 12МП вчетверо меньшей площади. Как если бы мы накручивали один и тот же объектив на две разные зеркалки: одну полноформатную, а другую — системы 4/3, с вчетверо меньшей площадью кадра.
Таким образом разработчики дали нам нормальное фокусное расстояние без добавления дополнительной линзы, увеличив разрешение одной из матриц. Нормальное расстояние (около 50мм в эквиваленте) очень важно для фотографа, оно даёт наиболее привычные глазу пропорции. 50мм — это «Лейка», которая всегда с Вами. То, что его не было в моделях 12 и 13 — для меня существенный недостаток. Хорошо, что его вернули.
48 мегапикселей матрицы используются по-разному в разных режимах:
- При съёмке 1x в JPEG они дают дополнительную информацию для более точной передачи цвета, для ликвидации шумов и для компенсации вибрации. Каждые четыре соседних пикселя складываются в один, давая в итоге 12-мегапиксельный HEIF или JPEG.
- При съёмке 1x в режиме ProRAW записывается 48-мегапиксельный файл, давая нам повышенную детализацию и больший доступный размер печати.
- При съёмке 2x эти же «сторонние» пиксели показывают, что осталось за кадром (а не камера 0.5х, я проверил это, заслоняя другие объективы).
Камеры блока сотрудничают друг с другом: в портретном режиме более широкоугольная камера снимает фон, который будет размыт. В ночном режиме 3x аппарат иногда решает воспользоваться объективом 1x, потому что он более светосильный.
Улучшения в камерах
В этой модели не только добавили режим съёмки 2x. И линзы, и матрицы камер 1x и 0.5x увеличены в размере по сравнению с 13-й моделью. Это помогает улучшить передачу цветов и немного уменьшает глубину резкости. У камеры 3x ни матрица, ни линза по размеру не увеличены, но на сравнительных снимках моделей 13 Pro Max и 14 Pro Max видно, что заметно улучшена детализация, больше полутонов в тенях.
Селфи-камера в 14-й модели более светосильная, чем в 13-й. И широкоугольнее, чем была раньше, в «восьмёрке» и «десятке».
В режиме видео кардинально улучшена стабилизация изображения для съёмки в движении.
Как и сам айфон, его камера — это тоже процесс, текущий во времени, с постепенными улучшениями. Вот таблица фокусных расстояний (в пересчёте на 35-мм кадр) камер айфонов за последние пять лет:
0.5x сверх-широкоугольная |
1x широкоугольная |
2x нормальная |
3x длиннофокусная |
Селфи | ||
iPhone 8+ | 28мм /1.8 | 57мм /2.8 | 32мм /2.2 | |||
iPhone XS Max | 26мм /1.8 | 52мм /2.8 | 32мм /2.2 | |||
iPhone 11 Pro Max | 13мм /2.4 | 26мм /1.8 | 52мм /2.0 | 23мм /3.6 | ||
iPhone 12 Pro Max | 13мм /2.4 | 26мм/ 1.6 | 65мм /2.2 | LiDAR | 23мм /3.6 | |
iPhone 13 Pro Max | 13мм/ 1.8 | 26мм/ 1.5 | 77мм /2.8 | LiDAR | 23мм /3.6 | |
iPhone 14 Pro Max | 13мм /1.8 | 24мм/ 1.8 48 мегапикселей |
"48мм"/ 1.8 12 мегапикселей, выбранные из центральной части 48-мегапиксельной матрицы |
77мм /2.8 | LiDAR | 23мм /1.9 |
Начав с одного объектива и цифрового зума, с годами производители дали нам два, потом три, и, наконец, четыре полноценные прайм-линзы. Большинство пользователей это мало интересует, человек просто делает плавный зум, но опытный фотограф хочет знать, когда зум цифровой (с потерей качества), а когда — оптический. Лично я вообще никогда не приближаю изображение жестом растягивания, всегда использую один из «праймов» (1х, 2х или 3х). Пусть будет вся картинка с известным разрешением. Вырезать всегда можно будет позже.
Внимательно читаем EXIF
Чтение метаданных отснятых картинок помогает лучше понять, что делает блок камер в каждом режиме. В метаданных есть поле «35mm Focal Length», которое раньше мало кого интересовало, потому что всегда есть фактическое фокусное расстояние объектива. Сейчас, когда за одним и тем же объективом 6.86мм используются два разных региона матрицы, по этому полю можно понять, какой режим использовался: если EXIF говорит 48мм, значит, использовался 2x. Если 24мм — то 1x.
В режиме портрета в поле «Lens» записано «iPhone 14 Pro Max Back Dual Wide Camera 6.86» или «iPhone 14 Pro Max Dual Camera 9». В остальных режимах там написано «iPhone 14 Pro Max Back Triple Wide Camera» или «iPhone 14 Pro Max Back Wide Camera». Когда снимок сделан при помощи приложения Halide, то слово «тройной» в названии объектива не написано: «iPhone 14 Pro Max Back Camera».
Теперь приступим к полевым испытаниям. Сразу получаем то, что можно ожидать: очень хорошие, естественно выглядящие снимки с естественной передачей цветов и с интеллигентной обработкой тонов, приближённой к восприятию человеческим глазом. Проработка тяжёлых контрастов на глаз сразу лучше, чем у «восьмёрки». Сразу же попробуем все возможные варианты зума.
Снимок в режиме 0.5x (аналог 13мм). Перспектива не вполне естественна для взгляда, но поможет запомнить, как место выглядело до того, как небоскрёб был построен. Аппарат справился и с экстремальным контрастом, и с разницей в цветовой температуре. Опытный глаз найдёт, конечно, где тона "вытягивались", но в целом картинка соответствует тому, как увидел бы и запомнил человек. Я только добавил +0.54 в тенях. |
Мы занесли мебель и цветы с балкона в ожидании бури ночью. Конечно, так я комнату не вижу, перспектива не вполне естественна для взгляда. Зато в считанные секунды, без специальной оптики и без всяких приготовлений, готов снимок на память об этом вечере. |
Ночной режим
Начиная с 12-й модели в айфоне есть ночной режим и режим Deep Fusion, базирующиеся на стекинге. Такого режима и у «восьмёрки» не было, и «традиционным» фотоаппаратом тоже невозможно снять такие сцены с рук без штатива.
Опять же, внимательно читая EXIF, замечаем следующее:
- даже в режиме 1x RAW, камера «не отдаёт» 48 мегапикселей, а отдаёт 12. Значит, тут она использует упомянутый режим, где четыре пикселя складываются в один для повышения чувствительности, улучшения цвета и понижения шумов;
- даже при приближении больше 3x, камера не переходит на телеобъектив 9мм, а использует объектив 6.86мм и цифровой зум. Нас об этом предупреждали.
Камера, которая всегда с собой, позволяет сделать снимок на память, в любое время суток, правильно распределит тона и цвета, даже с учётом источников разного цвета |
Портрет
Портретный режим айфона симулирует размытие фона, характерное широким диафрагмам портретных объективов. Для этого делается одновременно два снимка: один выбранной камерой (1x, 2x или 3x), а другой — более широкоугольной камерой, чем выбранная. Степенью размытия фона можно управлять, выставляя желаемое значение «диафрагмы», причём его можно поменять даже после съёмки.
Портретный режим, размытие f/4.5 | Размытие изменено программно на f/11 в Apple Photos | Размытие изменено программно на f/16 в Apple Photos |
На примере выше явно видна программная ошибка в размытии. Алгоритм размыл волосы модели, приняв их за фон. Очевидно, у карты глубины недостаточное разрешение, чтоб «увидеть» эти волосы. При съёмке с близкого расстояния надо иметь это в виду, на большем расстоянии такая проблема менее вероятна.
В режиме портрета недоступен формат RAW. Тут нужно сделать выбор: либо выбираем RAW, оставляем больше возможностей тональной коррекции, либо выбираем портретный режим, и можем управлять эмуляцией глубины резкости и эмуляцией разных вариантов освещения. Выбор не однозначный: с одной стороны, CameraRaw умеет находить лица, можно будет отделить лицо от фона. С другой стороны, у айфона есть карта глубины, он знает, какие предметы дальше, а какие — ближе, и может (теоретически) построить боке лучше. Карта глубины также недоступна в режиме ProRAW.
Аппарат умеет отделять предмет от фона. Предметом может быть лицо, человек, группа людей, животное, растение, даже здание. Выбранный предмет съёмки можно сохранить, скопировать или им можно поделиться. Можно было бы подумать, что это делается с помощью карты глубины, это подтверждает и производитель, и сторонние исследователи. Однако аппарат умеет это делать и с другими изображениями, не только с теми, которые им сфотографированы. Очевидно, что в разных ситуациях применяются разные алгоритмы.
ProRAW
Про режим ProRAW написано сотни статей и обзоров. Зачастую это догадки, потому что производитель сообщает немного. Согласно описаниям, файл ProRAW содержит семантические маски, данные про ночной режим, про deep fusion, а также карты, по которым распределялись кривые обработки тонов для Smart HDR. Разработчики PixelMator-а и разработчики Halide упоминают эти маски. Мне, однако, не удалось эти маски получить в виде слоёв, ни в Camera Raw, ни в самом PixelMator-е. Следует понимать, программы пользуются ими для лучшей расшифровки изображения, но не отдают их мне.
В JPEG карта глубины сохранена в EXIF-е, и её можно добыть. Как уже говорилось, у неё очень маленькое разрешение. Как её добыть в ProRAW, и можно ли, я (пока) не знаю.
В любом случае, не вдаваясь в технические детали и домыслы, которых действительно слишком уж много в интернете, формат ProRAW в айфоне предоставляет те самые возможности, которые мы используем с профессиональными камерами: коррекция тонов, баланса белого и цветов до «запекания» пикселей в JPEG. В Лайтруме есть несколько профилей на выбор, один из них очень точно воспроизводит обработку, которую айфон делает по умолчанию, об этом чуть подробнее ниже.
Соревнование камер (айфон против фотоаппарата)
Любого фотографа мучает вопрос, сменят ли когда-нибудь смартфоны «настоящие» камеры. Многие считают, что сменят, и, действительно, индустрия фотоаппаратов сейчас в ужасающем кризисе, продажи падают, производители в убытках. Но я не хочу сейчас входить в эти темы, я хочу ответить на конкретные вопросы:
а. проработка тонов: как отличается картинка айфона, «сложенная» нейросетями, от картинки, сделанной в одно открытие затвора? Будет ли она выглядеть естественнее, особенно в условиях трудного контраста?
б. глубина резкости: маленькая линза и маленькая матрица создают картинку с большей глубиной резкости, чем фотоаппарат. Мне хотелось понять, какой примерно диафрагме полного формата соответствует глубина резкости смартфона?
Вот ответ на первый вопрос: да, айфон по умолчанию «вытягивает» цвета к ожидаемым человеком, к «красивой» картинке. Можно было бы начать рассуждать о вмешательстве и неправдивости айфонной фотографии, но мы видим, что в режиме ProRAW необработанный файл очень, очень похож на то, что сделал Nikon Z7. Значит, при желании, Вы можете снимать в ProRAW и обрабатывать так, как Вам больше нравится. В смысле обработки тонов айфон в режиме ProRAW дал те же возможности, что профессиональный аппарат. Я впечатлён в хорошем смысле.
iPhone 14 Pro Max, 48mm, JPEG |
iPhone 14 Pro Max, 48mm, ProRAW DNG, сразу после импорта в Lightroom без дополнительных действий |
Nikon Z7, 45mm, RAW NEF, сразу после импорта в Ligtroom |
Кадр выше (iPhone ProRAW DNG), с применением профиля ProRAW в Lightroom. |
Кадр выше (Nikon RAW NEF), с ручной обработкой. |
А вот ответ на второй вопрос, о глубине резкости объектива. От главного объектива 6.86мм/1.8 ожидайте глубины резкости, похожей на полнокадровый объектив на диафрагме примерно F/18-F/22 на кадре 35мм. Это очень примерное сравнение, сделанное визуально: я просто снимал разные сцены сначала телефоном, а потом фотоаппаратом, несколько раз подряд с разными диафрагмами, пока не достигал глубины резкости, аналогичной айфону.
Фрагмент фотографии выше, сделанной айфоном: | Фрагмент фотографии выше, сделанной Nikon Z7 с диафрагмой F/18: | Фрагмент фотографии выше, сделанной Nikon Z7 с диафрагмой F/22: |
Айфон или профессиональный фотоаппарат? Пример ночной съёмки
И всё-таки, может ли смартфон соперничать с профессиональной камерой? Ниже показан эксперимент, от которого я, конечно же, не мог удержаться: ночная съёмка айфоном с рук против «полновесной» съёмки профессиональной камерой на штативе с профессиональным объективом. Конечно же, все снимки в примере специально обработаны в Лайтруме, обрезаны и тонированы, чтоб выглядеть похоже. Конечно же, я не хочу утверждать, что айфон может заменить или «уже в чём-то» может заменить профессиональную камеру, я здесь специально проверяю только такие фокусные расстояния, которые есть в айфоне. Я только хотел это попробовать и прочувствовать руками, каково это, и каков будет результат.
~19мм | 24мм | 48мм | |
Nikon Z7 Все кадры в режиме RAW (NEF), 45 мегапикселей, штатив, ISO 100 |
Шифт-объектив 19мм |
||
iPhone 14 Pro Max, съёмка с рук |
Режим 0.5x (14мм) плюс кадрирование и коррекция перспективы на компьютере. JPEG, 12 мегапикселей |
Режим 1x (24мм), ProRAW, |
Режим 2x (48мм), ProRAW, |
Что я вынес для себя из этого эксперимента?
Айфон позволяет легко сделать приемлемый ночной снимок с рук. В своих пределах (фокусные расстояния, разрешения), айфон позволяет фотографу, знающему, что он хочет получить, добиться того же, что можно было бы сделать аналогичным фотоаппаратом. А если повезёт, и нужная перспектива кадра будет около 24мм (в эквиваленте), то ещё и получится 48-мегапиксельный снимок.
Процесс обработки фотографии из айфона в Лайтруме, в режиме ProRAW, ничем не отличается от обработки кадра из профессиональной камеры. Та же свобода коррекции тонов — 4 и даже 5 ступеней, та же детализация (в рамках разрешения), приемлемая резкость, очень низкий уровень шумов. Там, где я по ошибке не включил режим ProRAW, конечно, и шумов было побольше, и получилась «разная экспозиция» в разных местах кадра: аппарат постарался «вытянуть» небо (и для этого осветлил его), и «вытянул» картинку из рекламного экрана, ценой «уменьшения экспозиции» в этом регионе и потери деталей в тенях.
Профессиональный фотоаппарат — это не только неудобства в виде цены, веса и необходимости штатива. Это, главным образом, выбор и контроль всех параметров съёмки: угла зрения, светосилы, перспективных искажений, глубины резкости, выдержки и смазывания.
У айфона нет цели заменить профессиональный аппарат, но айфон предоставляет замечательную возможность заснять больше неожиданных, спонтанно увиденных сюжетов без подготовки, по дороге.
Искусственный интеллект и фотографическая правда
Главное, что я хочу для себя понять: насколько фотография, сделанная смартфоном, правдива? Зная, что в обработке цвета участвуют нейросети, зная, что изображение не снимается в одно открытие затвора, а на самом деле складывается из нескольких кадров, хранящихся в буфере, видя, что картинка меняет цвет и тон через несколько секунд после съёмки, я хочу уяснить, можно ли считать это изображение фотографией, или это результат работы цифровых алгоритмов?
Опуская сотни экспериментов (результатами которых я с радостью поделюсь по мере сил и времени), и десятки прочитанных статей на тему вычислительной фотографии вообще, и айфонов в частности, я могу сказать примерно следующее: производитель явно старается сделать изображение настолько правдивым, насколько можно, и при этом приблизить получающиеся цвета и тона к тому, как видит изображение человек.
В основном, изображение из айфона правдиво. Айфон пользуется искусственным интеллектом только для модификации тональных кривых, и не вмешивается в само изображение. Айфон не врёт нам про диафрагму и почти не врёт про выдержку. Время экспозиции, записанное в файле, примерно соответствует сумме выдержек составляющих кадров.
При длинных выдержках и в ночном режиме, камера активно пользуется сдвигом матрицы, чтобы компенсировать дрожание рук и одновременно использует это дрожание для дополнения цвета соседних пикселей (технология pixel shifting). Аппарат сшивает изображения в одно, используя данные о сдвигах и дополняя их алгоритмами, находящими и совмещающими объекты: лица, фигуры, дома, в общем — линии. В Deep Fusion анализируются девять изображений из буфера, и тут производитель явно говорит, что используются нейросети для того, чтобы совместить их, и отделить шумы от настоящих фактур. Но всё-таки он склеивает существующие изображения, а не «додумывает» их и не меняет (ниже увидим, что делает Самсунг). Для краёв кадра и для редактирования перспективы после съёмки аппарат иногда пользуется данными, снятыми в то же самое время более широкоугольным объективом. Искусственный интеллект используется, следует понимать, для коррекции цветов, баланса белого и экспозиции в ключевых местах кадра. Нейросети, видимо, научены на тысячах «сырых» (raw) файлов в парах с «правильным» результатом, и поэтому выдают вполне натуральную картинку, очень точно повторяющую видение человеческим глазом. Они вытягивают детали из «проваленных» мест примерно так, как это делает человеческий мозг. Поэтому я и сказал, что про выдержку аппарат «почти» не врёт: нельзя сказать, что все участки кадра сняты с одной и той же выдержкой, некоторые «проявлены сильнее». Поэтому мы и получаем «умный HDR», а не пару кадров с разной экспозицией, как делала «восьмёрка». «Второго кадра пары» (снятого с меньшей экспозицией для проявления пересветов) нет, потому что и первого нет в полном смысле этого слова: есть множество кадров из буфера, сложенных так, чтобы проявить разные зоны с максимум детализации. Это, конечно, обработка, вмешательство, но это фотографически правдивое вмешательство, как если бы мы в плёночной фотографии печатали, временно маскируя хорошо экспонированные области, чтобы лучше проявить недоэкспонированные. Мы ничего не добавили к реальности и ничего не скрыли.
В режиме ProRAW аппарат записывает в файл набор масок, которые использовались при сшивании. Программа, конвертирующая raw, может воспользоваться этими масками, чтобы лучше понять, как обрабатывать разные регионы кадра, «зная», что там изображено, и зная расстояние от камеры. Разумеется, возможности этой обработки зависят от программы, в которой это делается, от того, что она «умеет» извлекать из файла ProRAW. То, что Lightroom создал с помощью профиля изображение очень близкое к тому, что по умолчанию создаёт айфон, говорит о том, что Lightroom умеет извлекать из ProRAW всё, что нужно.
Дальше начинается магия: у камеры есть LiDAR, то есть для каждой точки кадра она знает, насколько далеко она от аппарата. С одной стороны, это помогает автофокусу, хотя у камеры таких размеров всё, что дальше метра — уже бесконечность. С другой стороны, камера строит маски по расстояниям (упомянутая уже «карта глубины»), и точно знает, где объект, а где — фон. Это и помогает нейросетям построить те самые зоны, для каждой из которых будет подсчитана подходящая кривая обработки тонов. На основе этой информации о расстояниях можно и эмулировать вычислительным образом глубину резкости, создавая эффект полноформатной камеры. Насколько я вижу, сам айфон не занимается такой эмуляцией, кроме управляемого размытия фона в портретном режиме. Пока что разрешение карты глубины достаточно низкое, и мелкие объекты она не замечает (как в примере с волосами выше). Возможно, в будущем мы получим возможность «поменять диафрагму» и регулировать глубину резкости для любого уже отснятого кадра.
Соревнование искусственных интеллектов
Айфоны позже конкурентов начали внедрять некоторые методы вычислительной фотографии. Когда появился Deep Fusion и ночной режим на базе стекинга, во многих андроидах он уже был. Зато из того, что я вижу теперь, я склонен думать, что картинка айфона правдивее. Насколько я могу оценить, айфон использует ИИ для выставления уровней и подавления шумов. Он не модифицирует изображение, оставляя его фотографически правдивым. По сравнению с Самсунгом, фотографии выглядят естественнее, нет чрезмерного вмешательства. Нет целлулоидности (возможно, в Самсунге её тоже можно отключить). Айфон не «впечатывает» луну.
iPhone 14 Pro Max | Samsung Note S20 Ultra | iPhone 14 Pro Max | Samsung Note S20 Ultra |
Вероятно программное вмешательство, «распознавшее» луну |
Айфон в ночном режиме (который у него включается автоматически) в JPEG, делает картинку, по тонам похожую на Самсунг. Картинка айфона в RAW без обработки напоминает Самсунг не в ночном режиме.
Самсунг, ночной режим | Айфон, JPEG | Самсунг, НЕ ночной режим | Айфон, ProRAW без обработки | Тот же ProRAW, с применением профиля в Lightroom |
Свидетельство программного вмешательства: блюр неба «зашёл» на листву. ИИ «распознал» фонарики и провёл там контрастную линию по краю |
Нет блюра |
Нет блюра, но фонарики по-прежнему обведены линией |
Самсунг же в ночном режиме рисует красивую, но очень уж «мультяшную» картинку, и явно применяет программное «размазывание» (блюр), активно убирает шумы, ориентируясь на объект съёмки: на небе, например, и на лицах людей.
Вывод: айфон пользуется ИИ «ответственно», применяет его для тонов, не модифицируя собственно изображение.
Селфи
Селфи стало широкоугольнее, светосильнее, ярче и «умнее». Находит несколько лиц, умело отделяет от фона, выравнивает очень непростые контрасты. То, что и ожидается от селфи.
Два лица, непростой баланс белого (источники разных цветов), тёмное время суток | Селфи в портретном режиме, с управляемым размытием фона | Большой контраст, сильный ветер, режим ProRAW |
Рабочий процесс фотографа
Лично у меня к снимающему телефону осталось отношение, как к фотоаппарату: всё отснятое должно быть скачано на компьютер. Космический корабль должен вернуться на базу и выгрузить улов.
В этом смысле Apple Photos меняет парадигму «айфона как фотоаппарата» (доставляющего файлы в компьютер) и продолжает парадигму Apple, что «процесс непрерывно продолжается на любом устройстве». Начинаем редактировать на телефоне, продолжаем на компьютере, причём на компьютере можем откатиться к оригиналу, который был только на телефоне. Это фирменная идеология Apple, начиная с самых первых айподов в далёком 2002 году.
Apple подталкивает нас в сторону Apple Photos, предлагая определённые преимущества конкретно для айфонов, которые в других рабочих процессах, например в Lightroom, не будут доступны. Но Apple Photos не даст этих преимуществ для фотографий с других камер. Надо также учитывать, что Apple Photos недоступен на компьютерах с Windows. Пока что я не знаю, как (и возможно ли) архивировать базу данных Apple Photos, включая «рецепты изменений», которые в ней хранятся. Можно экспортировать или финальный вид, или немодифицированные оригиналы фотографий, но нельзя экспортировать фотографию с возможностью продолжить изменения. Нельзя сделать из одного каталога Photos другой каталог, чтобы, например, убрать в архив и отрезать прошлый или позапрошлый год. В Lightroom это возможно.
Это приводит к тому, что некоторые фотографы используют Apple Photos для фотографий айфона, и другое приложение — для всех остальных.
Фотография, снятая и отредактированная в айфоне, видна в Apple Photos как один снимок, с сохранением изменений и возможностью отката к оригиналу. Та же фотография, «выкачанная» из того же айфона, но в виде файлов, по протоколу MFT, на компьютере выглядит как два файла: «оригинал» без изменений и финальная версия, плюс ещё третий файл с расширением AAE, содержащий «рецепт изменений».
Пару JPEG+AAE или DNG+AAE можно импортировать в Apple Photos, рецепт изменений сохранится, и можно будет откатиться к оригиналу. Более того, тройка JPEG + AAE + JPEG с литерой E (редактированный) по-прежнему воспринимается Apple Photos как одна фотография.
На 14-м айфоне, помимо файла. AAE, появился ещё и файл с литерой О в имени, т.е. для фотографии IMG_4755.jpg создались:
- IMG_4755.jpg — «оригинал»;
- IMG_4755.AAE — «рецепт обработки»: XML, содержащий список параметров;
- IMG_E4755.jpg — обработанная версия;
- IMG_O4755.AAE — назначение мне пока неясно, содержимое почти идентично первому .AAE, но нет одного из параметров.
Если Ваша программа рабочего процесса переименовывает файлы (большинство таких программ это делают), то важно, чтоб файл AAE сохранил то же имя, что и его оригинальный файл JPG, а вот как быть с загадочным файлом «O», где литера вставлена в середину имени, пока непонятно.
Любая фотография, снятая в режиме «портрет» автоматически считается «отредактированной». В Apple Photos мы получаем те же возможности, что и на телефоне, включая выбор характера освещения и управление степенью размытия фона, это имитация «глубины резкости». В режиме файла мы получаем два снимка: оригинал, снятый «портретным» объективом без размытия, плюс снимок с применённым размытием фона. И управление светом и глубиной уже невозможно.
Нет возможности управлять размытием не в портретном режиме. Формат ProRAW в портретном режиме недоступен.
В режиме HDR раньше создавалось два файла: один с лучшей проработкой теней и «убитыми» светами, другой — результирующий, где сожжённые цвета были исправлены из снимка с более короткой выдержкой. Сейчас создаётся один файл, в котором очевидно разные зоны экспонированы по разному — результат стекинга нескольких кадров и разных кривых обработки в разных областях. В самых «неподходящих» условиях (сильный контраст) появляются градиенты, выглядящие не вполне естественно, но это — максимум того, что может сделать для вас искусственный интеллект, помогая спасти кадр.
Кадр в неподходящих условиях — сильный контраст:
«Раньше» (iPad Pro 2018): | iPhone 14 ProRAW: | iPhone 14 Smart HDR: | |
Убит фон |
HDR: Цвет восстановлен по кадру с меньшей экспозицией |
Нездоровый градиент на небе, но в целом — это то, что потребитель хотел бы увидеть |
А вот со снимками Live ситуация обратная: раньше на каждый снимок создавался только короткий ролик .mov, а сейчас создаётся и статичный файл jpeg c фотографей, и ролик .mov. Есть возможность выбрать ключевой кадр в ролике, который будет отображаться в статическом виде и при распечатке. Причём если я в телефоне выбрал другой ключевой кадр, то и в jpeg-е будет именно он. Полезное улучшение.
Apple Photos узнаёт сфотографированные растения, и на телефоне, и на компьютере:
Ещё он узнаёт известные достопримечательности (landmarks) и известные произведения искусства. И даже умеет ошибаться при этом:
На стене — «Клоун» Фернана Леже, но айфон считает, что это «Натюрморт с подсолнухами» Майкла Джонса |
Выводы
Подытожу, что же я узнал после месяца общения с новым аппаратом. Айфон подтвердил себя как надёжный спутник и помощник: карманный компьютер, средство связи, организатор, платёжное средство, аутентикатор, книги, музыка, фото. Мощный, самый современный аппарат, лучшее, что есть на сегодняшний день.
Аппарат поддерживается 5-7 лет, и это создаёт перспективу, характерную для товаров долговременного пользования, таких как телевизор, холодильник, автомобиль. Производитель каждый год вносит постепенные, продуманные изменения. Мы пользуемся аппаратом несколько лет, а когда обновляем его, то получаем все новшества, накопленные к этому времени.
Целостная, продуманная операционная система, нет революционных изменений, привычный интуитивный интерфейс на всех устройствах, не нужно никаких усилий на адаптацию при обновлении аппарата. Для перехода с прошлого айфона на этот, достаточно положить их рядом и включить.
Универсальный и умный фотоаппарат, идеальная камера для сценария «всегда с собой», «на каждый день». Большой диапазон фокусных расстояний, есть и «нормальное» (аналог 50мм), и широкое, для «запоминания всей сцены», и приближение для портретов.
Красивые, естественно выглядящие снимки практически в любой ситуации по освещённости и контрасту. Всегда можно сделать снимок на память, не задумываясь об условиях, камера всё сделает сама.
Есть множество ситуаций, как, например, съёмка ночью с рук (без штатива), которые «традиционной» камере вообще недоступны, а айфоном их снять можно.
ProRAW приближает возможности обработки к профессиональной камере.
Возможности камеры поддерживаются искусственным интеллектом, который регулирует тона и при надобности совмещает изображение из нескольких. При этом картинка остаётся фотографически правдивой, ИИ не вмешивается в само изображение.
ВЫЗЫВАЕТ ПРИВЫКАНИЕ! Интересный психологический аспект: в течение последних пяти лет «восьмёрка» меня полностью устраивала, и фотоаппарат её, с нормальным фокусным расстоянием в 56мм — как какой-нибудь ФЭД или Зенит из юности — как раз то, чего достаточно с собой на каждый день. Казалось, что это прекрасно, и этого достаточно, лучшего и не нужно. А теперь есть новые возможности — лучшая проработка тонов, лучший HDR, съёмка в темноте c deep fusion и ночным режимом — и уже не кажется, что «восьмёрки» было бы достаточно. Это говорит, в общем, о том, что производитель улучшает как раз те аспекты аппарата, которые нужны фотографу, правильно понимает наши потребности. Любопытно, что будет дальше, какие новые возможности будут придуманы с годами, о необходимости которых мы сейчас и не догадываемся, как не догадывались пять лет назад о тех, что получили сейчас.
В любой значимый, чувствительный или просто приятный момент, просто включаем изящный прибор — и есть качественный снимок на память. Мои дети, друзья, сотрудники даже подшучивают, что я фотографирую всё на своём пути. Следует понимать, в душе я остался мальчиком с фотоаппаратом. Очень чувствительно потом смотреть, выкачивая фото в Apple Photos или Preview, как события последних дней, недель пробегают по экрану. Проживаешь их заново. А для чего же ещё нужны все эти новшества и технологии, как не для того, чтоб мы помнили важные моменты нашей жизни, чтоб стали душевнее, теплее, внимательнее друг к другу?
Что нового конкретно в айфоне 14 Pro Max, по сравнению с предыдущей моделью?
- Сиреневый цвет (deep purple);
- Динамический остров;
- «Всё время включённый» режим экрана;
- Улучшенная яркость экрана при прямом солнечном свете, частота обновления до 120Гц;
- Спутниковая связь для посылки сигнала в чрезвычайной ситуации;
- В фотоаппарате:
- 48 мегапикселей в режиме 1x (эквивалент 24мм);
- режим 2x — эквивалент 48мм — не было в моделях 12 и 13;
- увеличенные матрицы у камер 0.5x и 1x, улучшено качество в камере 3x;
- более светосильная камера селфи; портрет в режиме 2x;
- улучшенная оптическая стабилизация в режиме видео.
Что я получил, переходя с iPhone 8 Plus — улучшения за пять лет:
- Экран во весь размер корпуса;
- Идентификация по лицу;
- Больше времени работы до перезарядки;
- Лучше звук;
- В фотоаппарате:
- Четыре прайм объектива (вместо двух) плюс селфи;
- Съёмка практически в любых условиях:
- Революционно улучшенная обработка фото: ИИ выравнивает контрасты;
- Снимки в условиях плохого освещения и ночной режим;
- ProRAW — профессиональные возможности обработки тонов в Lightroom/CameraRAW/Photoshop.
Надеюсь, что аппарат прослужит долго и будет поддерживаться производителем всё то время, что он меня устраивает.
Надеюсь, что мой опыт будет полезен и другим пользователям и фотографам.