Начало моей фотографической карьеры ознаменовано «театральным периодом», когда мне довелось одновременно работать штатным фотографом легендарного театра «Школа драматического искусства» и фотокором молодежной редакции не менее легендарного журнала «Театральная жизнь». Километры фотопленки были отсняты мною тогда на театральных подмостках. Прекрасное было время, полное романтики и приключений.
С тех пор минуло четверть века, информационная эпоха сменила эпоху индустриальную, выросло целое поколение фотографов, для которых «тёмная комната» является экзотикой, а мастера фотографии, не переставая ностальгировать о прелестях аналоговой фотографии, вынужденно обзавелись цифровой техникой, следуя требованиям рынка.
Говорят, жизнь развивается по спирали. Друг предложил поснимать его премьерный спектакль. Снова театр! Предложение совпало с моим желанием приобрести новый фотоаппарат. Учитывая стремительное устаревание цифровой техники, хотелось подобрать камеру, которая не утратит своей актуальности в ближайшие два-три года.
ПЕРЕД ВЫБОРОМ
Мои требования к фотоаппарату не оригинальны – качественная картинка, удобство использования, компактность, сменная светосильная оптика и быстрый точный автофокус. Предстоящая съемка в театре добавила еще пару критериев – адекватное качество изображения на высоких значениях ISO и мягкий звук затвора, который не мешал бы зрителям. Последний критерий сразу убирает из рассмотрения «зеркалки», а они еще и тяжелые. Во время спектакля приходится подолгу «ловить момент» удерживая камеру на весу, поэтому тяжелая камера не годится. Остаются «беззеркалки». Тогда добавляется еще одно требование – обязательно нужен встроенный видоискатель, чтобы не ослеплять зрителей постоянно светящимся дисплеем.
НА ЛОВЦА И ЗВЕРЬ БЕЖИТ
Я присматривался к двум камерам Fujifilm X-T1 и Sony a7II – читал обзоры, расспрашивал владельцев. Обе камеры нравились. Fujifilm X-T1 – за механические диски управления основными параметрами съемки, удобство которых трудно переоценить и за знаменитую матрицу с нерегулярной структурой расположения пикселей. Sony A7II – за полноразмерную матрицу.
Sony A7II оказалась для меня слишком дорогой и тяжелой. С зумом Vario-Sonnar T* 24–70 mm F2.8 ZA SSM II камера весит 1,5 кг и стоит 228 000 руб. (105 000 руб. – камера и 114 000 руб. – зум). Понятно, что с таким весом о преимуществах компактности можно забыть. Кроме того A7II очень громко клацает затвором, который, кстати, невозможно переключить в бесшумный режим, как у любой нормальной беззеркалки. Для справедливости замечу, что эта камера выдает изумительного качества картинку.
Fujifilm X-T1 оказалась легче и демократичнее по цене. С зумом FUJINON XF 16-55mm F2.8 R WR камера весит 1100 г при цене 130 000 руб (60 000 руб. – камера и 60 000 руб. – зум). Взял у товарища Fujifilm X-T1, поснимал на репетиции и остался весьма доволен результатом. Камера удобная, легкая, классная оптика, превосходное качество снимков вплоть до 6400 ISO – решил купить.
Однако жизнь любит преподносить сюрпризы – любопытство привело меня на презентацию Olympus OM-D E-M5 Mark II. Ретро дизайн камеры сразу подкупил своим сходством с культовой пленочной зеркалкой Olympus OM1, которая когда-то у меня была, а руки с радостью ощутили комфортность не тяжелого, но и не пластмассово-лёгкого, корпуса.
А когда я услышал нежный шелестящий звук затвора, будто птичка чистит пёрышки, то сразу понял – хочу с этой камерой познакомиться поближе и напросился на тестовое испытание, пообещав, если камера мне понравится, написать о ней. Выполняю обещание.
ЗНАКОМСТВО
Для испытаний мне был предоставлен комплект, состоящий из Olympus E-M5 II, двух профессиональных зумов с постоянной светосилой – M.ZUIKO DIGITAL ED 12‑40mm 1:2.8 PRO и M.ZUIKO DIGITAL ED 40‑150mm 1:2.8 PRO, стандартного широкоугольника M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8, батарейной рукоятки и маленькой вспышки, по умолчанию прилагающейся к камере.
Примечательно что комплект Olympus E-M5 II с зумом ED 12‑40mm 1:2.8 PRO, аналогичный упомянутым выше Sony и Fujifilm, весит 850 г и стоит 108 000 руб. (63 000 руб. – камера и 45 000 руб. – зум). Уже теплее:-)
Параметры камеры
Класс |
беззеркальная камера со сменной оптикой |
Матрица |
CMOS (17,3x13 мм) 16,1 Мп, кроп-фактор 2.0 |
Байонет/объектив |
сменнный, байонет Micro Four Thirds |
Формат снимков |
RAW, JPEG (4608x3456), 40 Мп (композитный режим) |
Формат видео |
H.264/MPEG4 (1920x1080, 60 fps) 77 мбит/с |
Диапазон светочувствительности |
ISO 100–25600 |
Диапазон выдержек |
1/16000–60 c |
Экран |
LCD, диагональ – 3″, разрешение — 1 047 000 точек, наклонно-поворотная конструкция |
Видоискатель |
электронный, разрешение - 2 360 000 точек, 100% покрытие кадра, увеличение –1,48х |
Вспышка |
встроенная отсутствует + внешняя вспышка в комплекте |
Wi-Fi |
встроенный модуль |
Память |
карты SD/SDHC/SDXC (до 128 ГБ) |
Интерфейсы |
USB, HDMI |
Аккумулятор |
BLN1, литий-ионный, 1220 мАч |
Габариты и вес |
124x85x45 мм, 469 г |
С полной спецификацией можно ознакомиться на официальном сайте OLYMPUS.
Лучший обзор на английском языке на сайте DP Review.
Лучший обзор на русском языке на сайте Onfoto.ru.
Для исследования всех обширных возможностей камеры требуется глубокое погружение в Руководство по эксплуатации на 150 страниц.
Дизайн и эргономика
Чистота и изысканность линий корпуса, совершенство пропорций, качественная сборка «комар носа не подточит». Корпус имеет всепогодное исполнение, пыле- и влагозащиту.
Компактная по природе, камера превращается в навороченного профессионального «монстра», если её снабдить батарейной рукояткой, которая, помимо увеличения срока автономной работы камеры, надежно усиливает хват при съемке с достаточно массивным теле-зумом ED 40‑150mm. Такая модульность конструкции позволяет обустроить камеру под любой тип съемки.
Размещение элементов управления продумано до мелочей. Пять функциональных кнопок на верхней крышке корпуса, кнопку репетитора диафрагмы и два диска управления под большим и указательным пальцами, можно перепрограммировать под себя, «навесив» на них любые функции.
Отдельного упоминания заслуживает двухпозиционный селектор на задней панели корпуса, превращающий два диска управления, расположенных под большим и указательным пальцами, в четыре – в верхнем положении селектора передний диск управляет числом диафрагмы, а задний экспокоррекцией, в нижнем положении – передний диск отвечает за выбор чувствительности, а задний – за баланс белого. Очень удобно!
Электронный видоискатель
Электронный видоискатель, снабженный коррекцией диоптрий, показывает картинку, как если бы мы смотрели в оптический видоискатель зеркальной камеры – так же чётко и плавно. Заостряю внимание на «плавно» потому что мне встречались «беззеркалки» других фирм с заметными «лагами» видоискателя, что неприятно раздражает. Что же выгодно отличает электронный видоискатель Olympus E-M5 II от оптического, так это то, что через него я вижу картинку в режиме Live View с учетом всех настроек и поправок и это несомненное достоинство от которого уже сложно отказаться.
ЖК-дисплей
На тыльной панели корпуса расположен роскошный 3-дюймовый поворотный ЖК-дисплей с сенсорной поверхностью. Боковой шарнир позволяет поворачивать экран в вертикальной и горизонтальной плоскостях, особенно полезных любителям макросъемки и архитектуры, к коим я причисляю и себя. На сенсорной поверхности легким прикосновением пальца можно оперативно выбрать нужную опцию в быстром меню или задать точку фокусировки.
Ценным расширением дисплея (и видоискателя) оказался для меня виртуальный горизонт, отражающий горизонтальное и вертикальное отклонение фотоаппарата. Кроме виртуального горизонта на экран можно вывести гистограмму, сетку, а такж все параметры съемки. Когда экран не нужен, то его можно спрятать, сложив лицевой стороной к задней стенке корпуса, предохранив тем самым от случайных повреждений и гарантировать соседей по зрительному залу от раздражающего ослепления при его нечаянном включении, как это бывает с камерами, экраны которых спрятать невозможно.
Фокусировка
Чувствительная и очень быстрая 81-зонная система автофокусировки камеры с автоматическим или ручным выбором работает в покадровом, непрерывном и следящем режимах. Размером зон фокусировки можно управлять в определенных пределах. В режиме ручной фокусировки для удобства наводки на резкость можно включить функцию выделения контуров красным, зелёным или белым цветом для подсветки резких участков сцены. Очень нужная опция. Впрочем, благодаря качеству видоискателя с высоким разрешением, легко навестить вручную и без помощи этой функции.
ФИШКИ
Затвор
В моем случае затвор оказался главной фишкой. Его мягкий, чуть слышный звук склонил чашу весов в процессе выбора камеры в пользу Olympus E-M5 II. Выдержки 1/8000–60 с в механическом режиме до 1/16 000 с – в электронном.
Мне могут возразить, что, мол, звук затвора можно отключить практически у любой беззеркалки. Я знаю, и это здорово. Хотя, например, у Sony Alfa II, этого сделать нельзя. Однако есть один малоизвестный нюанс – если вы снимаете в бесшумном режиме сцену, освещенную светодиодными театральными прожекторами, то выдержка при съемке не может быть короче 1/60. На более коротких выдержках, например, 1/125 и короче, все кадры будут изуродованы артефактами из продольных темных полос, возникающих из-за наложения равномерно покрывающих поверхность снимка сверху донизу. Отретушировать такие снимки нереально. Я работаю как раз в таком театре. А театральная экспрессия требует более коротких выдержек, чем 1/60.
5-осевая система стабилизации
Помимо изысканного дизайна у камеры есть несколько уникальных особенностей. Пожалуй главная из них – это 5-осевая система стабилизации матрицы, благодаря которой можно получить резкие снимки «с рук» на длинных выдержках. Важным отличием этой системы от стабилизаторов, встроенных непосредственно в объективы, является её универсальность.
Я не снимаю видео, но знатоки уверяют, что патентованная 5-осевая стабилизация OLYMPUS заменяет дорогой и тяжелый Steadicam, используемый профессиональными видео операторами для стабилизации камеры при съемке с рук, или с плеча. Не знаю, не разбираюсь в этом. Но буду иметь в виду, если что.
Супер разрешение
Другая замечательная особенность E-M5 II – возможность получения 40-мегапиксельного снимка благодаря все той же 5-осевой системе стабилизации. В процессе съемки камера делает 8 снимков, последовательно смещая матрицу относительно исходного положения. Затем снимки сливаются в один 40-мегапиксельный кадр.
Особенности технологии не позволяют снимать движение, а камеру требуется установить на штатив, зато качество неподвижных сцен вдохновляет. Предвкушаю радость моих друзей-художиков когда они получат 40-мегапиксельные репродукции своих картин.
Ходят слухи, что в следующих прошивках такой снимок можно будет получить без штатива.
Оптика
Неоспоримым достоинством всех камер OLYMPUS стандарта Микро 4:3 является огромный парк объективов (более 50), выпускаемых для этого стандарта самим OLYMPUS, а так же Panasonic, Sigma, Samyang, Voigtlander и другими.
Те два профессиональных зума – широкоугольный и длиннофокусный, полученные мною для испытаний, оказались идеальным решением для театральной съемки. Широкоугольный M.ZUIKO DIGITAL ED 12‑40mm 1:2.8 PRO захватывает всю сцену и средние планы, а длиннофокусный M.ZUIKO DIGITAL ED 40‑150mm 1:2.8 PRO – средние и крупные планы. Таким образом театральный фотограф оказывается во всеоружии всего с двумя объективами.
Зумы не зря имеют статус PRO в названии – постоянная светосила 1:2,8 пылевлагозащищенный корпус, безукоризненная сборка всех элементов, мотор молниеносного автофокуса с ультразвуковым волновым механизмом, идеальная резкость по всему полю кадра даже на полностью открытой диафрагме.
ДЬЯВОЛ СКРЫВАЕТСЯ В МЕЛОЧАХ
Кроме бесшумного затвора и встроенного стабилизатора, есть еще несколько причин, почему в выборе между FUJIFILM X-T1 и Olympus E-M5 II, я отдал предпочтение второму.
Как ни странно, одной из причин является наличие выпуклой красной метки на корпусе профессиональных зумов OLYMPUS, которая помогает на ощупь правильно сориентировать объектив в процессе его установки на камеру. В сумраке театрального зала, когда нужно быстро поменять объективы, эта метка очень помогает. К сожалению у объективов FUJIFILM ничего подобного нет и поменять объектив в темноте весьма затруднительно, приходится, теряя драгоценное время, крутить его туда-сюда, пока не нащупаешь правильное положение. Наверное можно как-то приспособиться, но у меня не получилось.
Другая ценная мелочь – невероятно удобный механизм переключения в режим ручного фокуса у профессиональных зумов OLYMPUS – просто сдвигаете кольцо фокусировки назад. Сдвиг кольца вперед возвращает автофокус. Не нужно отрывать руку от объектива, отыскивая на корпусе переключатель режимов, как у FUJIFILM X-T1. Такая смена режимов фокусировки очень удобна в театральной съемке, когда в темных сценах отказывает автофокус, что случается и у обеих сравниваемых камер.
Мне нравится, что камеры с матрицей Микро 4:3 обладают большей глубиной резкости, нежели камеры с матрицей APS-C. Я не являюсь фанатом размытого заднего плана.
И по моему субъективному мнению, профессиональные зумы OLYMPUS резче, чем фикс-объективы FUJIFILM.
Для сравнения я снял один и тот же сюжет тремя фиксами FUJINON – XF23mmF1.4 R, XF35mmF1.4 R, XF56mmF1.2 R и зумом M.ZUIKO DIGITAL ED 12‑40mm 1:2.8 PRO, устанавливая на нем фокусные расстояния, эквивалентные фокусным расстояниям фиксов. Диафрагма во всех случаях была 1:5,6. Результаты ниже. RAW-файлы были проявлены в программе Capture One 8 в автоматическом режиме.
Примеры расположены блоками – уменьшенная версия снимка, сделанная M.ZUIKO DIGITAL ED 12‑40mm, под ним 100% фрагмент этого снимака, далее этот же сюжет, снятый фикс-объективом FUJINON. Под каждым примером есть ссылка для скачивания полноразмерной версии в формате JPG 100% качества.
M.ZUIKO DIGITAL ED 12‑40mm 1:2.8 PRO. Параметры съемки: 17 mm; ISO 200; 0,1 s; f/5,6
FUJINON XF23mmF1.4 R. Параметры съемки: ISO 200; 1/8 s; f/5,6
M.ZUIKO DIGITAL ED 12‑40mm 1:2.8 PRO. Параметры съемки: 26 mm; ISO 200; 0,1 s; f/5,6
FUJINON XF35mmF1.4 R. Параметры съемки: ISO 200; 1/9 s; f/5,6
M.ZUIKO DIGITAL ED 12‑40mm 1:2.8 PRO. Параметры съемки: 40 mm; ISO 200; 0,1 s; f/5,6
FUJINON XF56mmF1.2 R. Параметры съемки: ISO 200; 1/8 s; f/5,6
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Плюсы
- Мягкий, едва слышный звук срабатывания механического затвора;
- Прочный удобный корпус во всепогодном исполнении, защищенный от пыли и брызг;
- Эргономичная система управления камерой;
- Гибкая настройка функциональных кнопок и дисков;
- Сверхбыстрый автофокус;
- Инновационная 5-осевая система стабилизации вибраций;
- Поворотный ЖК-дисплей;
- Режим съемки с высоким разрешением (40 мегапикселей);
- Огромный выбор оптики;
- Выдержки до 1/16000.
Минусы
- Заметный цветной шум после 3200 ISO.
ВЕРДИКТ
У меня возникло устойчивое ощущение, что Olympus E-M5 II по основным параметрам превосходит любую камеру с APS-C матрицей. Для рекламной съемки, требующей сверхувеличений, наверное потребуется что-нибудь более массивное, типа Nikon D810, но для съемки в театре и для большинства других фотографических задач я выбираю Olympus E-M5 II – прекрасная камера с огромным потенциалом. Моя оценка – 10 из 10.